Как говорить на языке, который не понимает никто?
«ФИЛИН» продолжает рассказывать о том, как проходит обучение на разных факультетах нашего университета. Сегодня мы заглянем на факультет психологии СПбГУ – один из старейших академических факультетов психологии в России. Он осуществляет подготовку студентов по направлению «Психология» (обучение длится 4 года) и по специальностям «Психология служебной деятельности» и «Клиническая психология» (обучение длится 6 лет). Мы поговорили с Александрой Михайловой, студенткой 4 курса специальности «Клиническая психология», и узнали много любопытных деталей об учебе на этом направлении.
— Почему ты выбрала именно наш университет, от чего зависел твой выбор?
Выбор университета для меня зависит от множества факторов. Самым главным является разнообразие специализаций, преподаватели, возможности для развития.
— Что тебе нравится в учебе на твоем направлении?
Мне нравится, что университет дает множество возможностей, начиная от написания статей под руководством преподавателей на самые разные темы и заканчивая участием в конференциях, в различных практиках. Не могу не сказать, что сейчас я учусь в прекрасном коллективе, что также очень важно!
— Как преподаватели твоего факультета относятся к студентам?
Разумеется, все зависит от преподавателя. Но в большинстве своем преподаватели общаются со студентами на равных, называют их коллегами. Тем не менее могут встречаться и те, кто смотрят свысока, однако это случается намного реже.
— Какие предметы вы изучаете?
Так как я учусь на клинической психологии, неудивительно, что психология в самых разных ее проявлениях – самый популярный предмет. Мы изучаем детскую психологию, психологию развития, психиатрию, педагогику. Помимо этого, что мне больше всего нравится, происходит изучение биологической стороны вопроса: этим мы занимаемся на таких предметах, как нейрофизиология (раздел физиологии, изучающий функции нервной системы – прим. автора) и анатомия ЦНС (центральной нервной системы – прим. автора).
— А какие предметы ты могла бы назвать необычными?
Необычными на моем направлении мне показались курсы патопсихологии и курс проективных методов.
— Звучит интересно! А что изучается на этих курсах?
Патопсихология, как можно понять из названия, – это изучение расстройств психических процессов («пато» – от греч. πάθος «страдание, боль, болезнь» – прим. автора). В этом курсе были представлены методы, с помощью которых можно наиболее точно диагностировать у человека психическое расстройство. Наверное, я определила патопсихологию как необычный предмет, потому что это крайне серьезная дисциплина, которая собрала все знания в одно целое и помогла их структурировать. Проективные же методы – это курс, посвященный методикам, в основе которых лежит механизм проекции. С помощью проективных методов можно исследовать субъективные причины поведения людей: для этого моделируется ситуация, при решении которой и раскрываются завуалированные, неосознаваемые стороны испытуемого человека. Необычность этого предмета заключалась в преподавателе: в ее способности интерпретировать эти методики, видеть вещи, которые студенту обычно не кажутся важными.
Фотографии из личного архива Александры Михайловой
— Какие виды занятий есть на твоем факультете? Как у вас проходят семинары?
Помимо лекций, на которых объясняют теоретическую часть, у нас также существуют семинары. На них студенты выступают с докладами, освещая темы, рассказанные преподавателям на лекциях, или глубже изучают другие, более узкие вопросы. Отдельно можно выделить кафедральные пары: они проходят по группам, в зависимости от выбранной студентом специализации. Эти пары наиболее интересны, поскольку на них достаточно много практики. К примеру, на этом курсе мы изучали строение психологического тренинга: как его проводить, какие в нем есть этапы.
— Есть ли у вас производственная практика? В каком виде она проходит? С какого курса начинается?
Да, у нас есть практика. Она проходит на разных базах, но сначала в виде семинаров, то есть для ознакомления. Практика проходила в таких местах, как психиатрическая больница имени П. П. Кащенко, городская наркологическая больница, различные некоммерческие организации, а также в службе психологической помощи СПбГУ. На старших курсах на одной из этих баз и проводиться настоящая практика.
— Есть ли на факультете психологии творческие или спортивные секции, где студенты могут отдохнуть от учебы? Например, на филфаке есть киноклуб и танцевальная студия – есть ли у вас что-то подобное?
Честно говоря, никогда не интересовалась этим вопросом. Знаю, что некоторые ребята играют в настольные игры, и в одном из залов есть стол для пинг-понга. Но насчет каких-то отдельных секций – не уверена.
— Раньше ты училась в РГПУ им. Герцена, тебе есть с чем сравнить: насколько отличается учеба в СПбГУ от учебы в Герцена?
Обучение в разных университетах сложно сравнивать. Программы отличались, к примеру в Герцена было только направление подготовки «Помощь семье и ребенку». В СПбГУ же выбор был несколько больше. Ребята были хорошие в обоих местах, и атмосфера соответственно.
— Остается ли свободное время после учебы?
Да, свободное время остается. Конечно, в зависимости от загруженности в течении семестра, а также от количества семинаров.
— Кем обычно работают выпускники твоего факультета? На каком этапе выбирается специализация?
Каждый студент после 2 курса выбирает специализацию, в зависимости от своих интересов. Кто-то выбирает судебную и криминальную психологию, кому-то больше интересна психология детей и родителей, некоторые изучают психодиагностику. Часто после окончания обучения психологи выбирают работу в сфере консультирования или медицины. Например, работают с людьми, у которых есть соматические или психические заболевания. Тем не менее большой процент людей выбирает совершенно другие направления и идут, к примеру, в бизнес.
— А ты уже решила, в каком направлении будешь работать после окончания обучения?
Насчет этого вопроса пока рано думать, идеи есть, но озвучивать их пока рано!
— Ты упомянула, что после 2 курса студенты выбирают специализацию: а какое направление выбрала ты?
Выбирая специализацию, студент попадает на какую-то кафедру. В моем случае это кафедра здоровья и отклоняющегося поведения. Я изучаю как раз психологию здоровья. Все лекции и семинары у всех одинаковые, но есть ряд курсов, которые читаются только на выбранной кафедре.
— Мне кажется, психология – это очень жизненная, прикладная наука. Применяешь ли ты полученные профессиональные навыки и знания в своей жизни?
Да, разумеется, применяю. Но, к сожалению, это не всегда имеет положительные стороны. Полученная во время обучения теория накладывается на обычную жизнь. Часто может казаться, что у кого-то из близких есть какие-то психические расстройства, что далеко не всегда является правдой. Но в целом после тех предметов, которые были изучены, могу сказать, что я стала лучше понимать жизнь людей, логику их действий. Изучение психологии – это действительно очень интересно!
— Большое спасибо за интересный рассказ!
Надеемся, что вам было интересно чуть больше узнать об обучении на психологическом факультете, тем более что психология, как ни странно, связана с филологией. Ведь, как говорил Джозеф Джастроу[1]: «Психолог – это человек, который говорит то, что известно каждому, на языке, которого не понимает никто».
[1] Джозеф Джастроу (1863–1944) – американский психолог польского происхождения, ведущая фигура аномалистической психологии.
Комментарии
Отправить комментарий