Красота по-американски
Американская красота, американская красавица, красота по-американски – все это о фильме Сэма Мендеса «American beauty». Культовая кинокартина очень вдохновляет зрителя, и это одна из тех режиссерских работ, которые не выключаешь сразу же с началом титров. Слушаешь песню «Because» Элиота Смита, завороженный движением строк, пока мозг отчаянно пытается собрать хаотичные эмоции в единое впечатление от фильма (именно такого результата желал и Рики, показывая Джейн 15-минутное видео с летающим на ветру целлофановым пакетом). Так о чем же фильм, который мы посмотрели? Что можно узнать из последних месяцев жизни Лестера Бернема, умещенных в двухчасовую киноленту?
Источник фотографий: https://www.kinopoisk.ru/film/351/stills/
Однозначной
оценки, конечно, быть не может. Ведь и сам фильм, начиная с названия, дробится
на несколько смысловых пластов. «American beauty» – название сорта роз,
неприхотливых в уходе и поэтому дорогих. Образ розы можно увидеть практически в
каждой сцене: именно эти цветы обрезает Кэролайн Бёрнем в начале фильма; затем
они, неувядающие, в белой вазе, украшают обеденный стол и дом главного героя вплоть
до последней секунды его жизни. Интересно, что и дочь, и жена Лестера носят
одежду также с орнаментом в виде розы. Красота в жизни была всегда, но погруженные
в заботы о карьере, социальном статусе, успехе обыватели не способны разглядеть
это. «Иногда в мире так много красоты, что ее невозможно вынести», – слова Рики
Фиттса становятся определяющими в восприятия фильма: режиссер, и мы вместе с
ним, пребывает в поиске настоящей красоты.
Ключом
к пониманию кинокартины может служить слоган: «…Присмотрись» (англ. «…Look closer»). Режиссер предлагает зрителю
увидеть в его работе не просто детективную историю об убийстве обывателя
Лестера Бёрнема. Мендес уже в первой сцене дает подсказку — правда, ложную, —
кто может быть убийцей. Подобный режиссерский ход призван сместить акцент
нашего внимания на подтексты. Кроме того, в этой же сцене впервые поднимается
вопрос альтернативной реальности, существующей в компьютерах, видеокамерах,
фотографиях. Рики Фиттс – единственный персонаж, который открыто ищет красоту
вокруг. Его цифровая камера хранит тысячи случайно пойманных моментов красоты
(летающий пакет, обнаженная Джейн). Так камера или экран выключенного монитора
выступают в качестве зеркала, к которому мы приглядываемся по наставлению
режиссера. В этой другой реальности Джейн просит Рики убить ее отца, Лестер
видит себя подавленным и усталым в отражении монитора. Сложно решить, правда
или искаженная действительность отражается там. Всматриваясь в жизнь маленького
провинциального города с картинки, зритель смотрит и на свою жизнь. Создателей
фильма волнует проблема влияния кинематографа на восприятие реальности.
Наконец,
третий смысл названия «Красота по-американски» – это то, что, собственно,
американская культура считает красивым. Идеальный дом, дорогая мебель, ужин за
большим столом всей семьей, сад с розами и подстриженный газон являются главным
украшением в жизни жены Лестера Кэролайн Бёрнем. Ее образ объединил в себе
практически все стереотипы об успешной американской женщине. Кэролайн нравится
жить так, и внезапная перемена в поведении неудачника-мужа рушит всю систему.
Героиня тоже предпринимает попытки вернуть вкус жизни, однако она настолько
закостенела в своих привычках, что не может смириться с хаосом, творящимся
вокруг.
Автор: Виктория Ложкина
Комментарии
Отправить комментарий