О речи, мозге и узнавании крокодила

Почему узнать крокодила после крокуса легче, чем после бегемота, и для чего находится в нашей голове многотомный словарь? В этой статье мы поговорим о порождении и восприятии речи мозгом.

Долгое время мозг рассматривался как «черный ящик» – система, внутреннее устройство которой неизвестно, изучать же возможно только результат ее работы. Человек слышит речь – информация поступает в мозг, обрабатывается, и затем загадочным, таинственным образом формируется ответ – выходные данные. Активные попытки приподнять завесу этой тайны начались в середине XX века с появлением психолингвистики – науки, изучающей взаимоотношение языка, мышления и сознания.



Источник: https://moodle.lv428.net/pluginfile.php/1933/course/overviewfiles/2698270632.jpg

Языковая коммуникация состоит из восприятия и порождения речи. Первое исследовать проще, поскольку заранее известны входные данные – экспериментальное задание, составленное специалистами, и точка отсчета – момент, когда участники приступают к выполнению предложенного задания. Это позволяет определить количество затраченного на решение задачи времени, выявить, какие слова или фразы обрабатываются быстрее, выяснить, с чем это может быть связано, и сделать соответствующие выводы. Вычислить, когда началось порождение речи, невозможно: истоки этого процесса скрыты от исследователей и не поддаются контролю с их стороны.

Существующие модели порождения речи во многом схожи друг с другом. Одна из них, предложенная в 1975 году А. Р. Лурией, основоположником отечественной нейролингвистики, содержит пять этапов. Сначала появляется мотив (1) – фактор, побуждающий к произнесению, затем оформляется мысль (2) – общее представление о том, что нужно выразить, после осуществляется семантическая запись (3), то есть подбор соответствующих лексем, которые затем оформляются синтаксически (4) и, наконец, озвучиваются или, по Лурии, «развертываются» морфологически, фонологически и фонетически (5).

Произнесенная цепочка звуков обрабатывается собеседником и обретает смысл. В этом «декодировании» речевого сигнала заключается процесс восприятия. Его фундаментальными составляющими являются активация и конкуренция. Это означает, что в мозге активируются несколько единиц, которые предположительно соответствуют смыслу произнесенного, и постепенно, с «развертыванием» речи во времени, число конкурирующих вариантов уменьшается до тех пор, пока не останется один возможный. Все необходимые лексические единицы хранятся в так называемом ментальном словаре – гигантской сети, где все семантически близкие или схожие по написанию и звучанию слова связаны друг с другом. Основным методом изучения ментального словаря при восприятии является задание на принятие лексического решения, а при порождении – задание на называние.

Принять лексическое решение – значит определить, является предъявляемый стимул реальным словом или просто набором букв. При этом измеряется время, затраченное на выполнение задания. Многие эксперименты, в том числе проведенные в лаборатории когнитивных исследований СПбГУ, показали, что ответ поступал быстрее, если предыдущий стимул напоминал данный по звучанию и написанию. Например, «гпрод» после «город» будет распознан как набор букв быстрее, чем после слова «лампа». Это значит, что при активации в ментальном лексиконе какой-либо единицы задействуются и соединенные с ней; чем сильнее эта связь, тем быстрее будет дан ответ.

О том же свидетельствуют и результаты задания на называние, когда участники должны сказать, что они видят на экране. При этом до, во время или после появления изображения они слышат в наушниках либо слово, похожее по звучанию на то, которое нужно произнести, либо близкое ему по значению, либо слово – контрольное условие, никаким образом не связанное с нужным. Например, для картинки с крокодилом в наушниках могут звучать слова «крокус» (близкое по звучанию), «бегемот» (связанное по значению) и «стена» (контрольное условие). Результаты показывают, что семантически связанные слова до или во время появления изображения замедляют называние, а после не дают эффекта. Похожие по звучанию слова не влияют на скорость до появления картинки, а во время и после него способствуют более быстрому называнию. На основе этих данных можно выделить несколько этапов поиска слов в ментальном лексиконе. Сначала человек определяет смысл и ищет концепт, соответствующий изображению. Если незадолго до этого активировалась единица того же смыслового поля, то это помешает назвать увиденное. Затем необходимо понять, как произносится слово, соответствующее выбранному концепту, и в этом случае похожая по звучанию единица помогает быстрее отыскать необходимый вариант в ментальном словаре.

Изучение ментального лексикона позволяет глубже проникнуть в суть процессов порождения и восприятия речи. Описанные эксперименты дают лишь поверхностное представление о том, как устроен многотомный словарь, компактно упакованный в нашем мозге.


Автор: Лиана Пажукова

Комментарии