Семестр по обмену в Гранаде


Фотография из личного архива Марины Усовой. Алямбра - главная достопримечательность Гранады, Андалусии, а, по мнению некоторых, и всей Испании.


Семестр по обмену в Гранаде


Провести семестр за границей это бесценный и незабываемый жизненный опыт. Я долго не решалась подать заявку на стажировку, но в итоге осенний семестр четвертого курса у меня прошел в одном из крупнейших университетов Испании в университете Гранады. Теперь мне хочется поделиться опытом и впечатлениями с теми, кому это только предстоит, а может быть мотивировать тех, кто не решается подать заявку, как и я когда-то.

Документы

В первую очередь хочу обратить внимание на то, что я ездила по программе Erasmus+ (программа студенческого обмена, очень распространенная в европейских университетах), а не по программе обмена от университета. Это важно, потому что к тем, кто едет в Гранаду по Erasmus, требования немного другие.

Фотография из личного архива Марины Усовой

Самое главное отличие требование предоставить международный сертификат об уровне языка. Экзаменов по испанскому языку существует несколько, самый известный это DELE, но он сдается только в определенные сроки и результаты нужно ждать очень долго. Для меня такой вариант был невозможен, потому что сдавать экзамен нужно было срочно, поэтому я выбрала другой экзамен SIELE. Его преимущество в том, что сдается он в течение всего года и результат уже известен через полторы-две недели. На тот момент в России сдавать его можно было только в Москве, так что я во время летней сессии поехала в столицу и сдала этот экзамен.

В мае всем нам, кто должен был поехать в Гранаду, в интернете нужно было заполнить регистрационную форму и выбрать предметы на семестр. К выбору предметов нужно подходить очень аккуратно, сверяясь с расписанием, чтобы они не совпадали по времени. На самом деле, эта запись была предварительная, потом уже в сентябре мы приходили лично в учебный отдел факультета и записывались на предметы, но было очень сложно записаться на те курсы, на которые мы не записались в интернете, потому что мест уже не было. Да, там можно поменять предметы, поменять свое расписание, но все-таки чем больше предметов вы правильно выберете сразу, тем лучше: это гарантирует вам место на выбранном курсе. Вообще, процесс записи на предметы был долгий и нудный и заставил понервничать.

Из-за того, что я вовремя не предоставила сертификат об уровне языка, приглашение из университета мне прислали буквально в последний момент в конце июля. Приглашение необходимо для получения визы, так что если вам долго его не присылают (как правило, такого не бывает), то не стесняйтесь заваливать университет электронными письмами: отвечают испанцы долго и нерегулярно, а с первого августа весь университет вообще уходит в отпуск до сентября, так что в последний месяц лета от них ничего добиться будет невозможно.

Из других документов при подаче на визу нужно обратить особое внимание на подтверждение жилья: с вас требуют предоставить контракт об аренде комнаты, справку от владельца квартиры о том, что он является ее собственником (на испанском эта бумажка называется Nota Simple), и копию удостоверения личности владельца. Проблема зачастую заключается в том, что испанцы, будучи очень мнительными во всех этих бумажных делах, не хотят присылать незнакомым людям свои документы, поэтому рекомендую заниматься поисками жилья заблаговременно.

Насчет стипендии: если ехать от СПбГУ по программе партнерского сотрудничества университетов, то выплачивают 450 евро в месяц. Однако я ездила по Erasmus, так что мне выплатили практически в два раза больше: 800 евро в месяц, а также 500 евро на транспортные расходы. В этом, естественно, было огромное преимущество того, что я поехала именно по Erasmus. Этой суммы мне хватило с лишком и на жизнь, и на путешествия.

Проживание

В Гранаде есть разные возможности для размещения, можно жить в общежитии, можно в семье, но проще и, что немаловажно, дешевле всего это снять комнату. Я нашла свою через сайт Room-Granada: там можно снять комнату на семестр или на год, и, скорее всего, ты будешь жить с другими студентами по обмену, потому что Room-Granada в основном работает с ними. Все необходимые для визы документы они предоставляют.

Фотография из личного архива Марины Усовой.

Своей квартирой я осталась совсем недовольна: далековато от центра, комнаты много лет без ремонта, лифта в доме нет, отопления нет это был самый главный минус. ОБЯЗАТЕЛЬНО ищите квартиру с отоплением. Несмотря на то, что Гранада находится на юге Испании, зимой там жутко холодно, так что мы, в нашем старом доме без батарей, стучали зубами и спали чуть ли не в верхней одежде. За все это я платила 270 евро в месяц, что тоже совсем не радовало: я знала, что многие люди жили в гораздо более комфортных условиях и платили намного меньшую сумму. Я же остановилась в свое время на этом варианте, потому что подавала на визу в последний момент, и у меня уже не было времени искать что-то получше. Однако что-то получше найти вполне реально, даже на том же Room-Granada, нужно лишь заняться этим заранее.

Интернет в квартире у нас был неплохой, он входил в стоимость квартплаты, самостоятельно ничего подключать было не надо. В целом в Испании интернет намного дороже, чем у нас, но все же в сети общаться дешевле, чем просто звонить и писать СМС, поэтому приходится подключать и мобильный интернет, чтобы быть всегда на связи.

Из супермаркетов в Гранаде я ходила либо в Lidl, либо в Día, потому что их больше всего. Также есть хорошая сеть Mercadona, там большой выбор и неплохое качество. Насчет времени работы: необходимо помнить, что в воскресение в Гранаде не работает практически ничего, супермаркеты закрыты, работают только небольшие продуктовые магазины. Круглосуточных заведений в принципе нет, аптеку 24 часа я видела только одну, в центре города. По будням с двух до пяти все закрывается на сиесту, а кафе и бары вообще открываются после «дневного» перерыва только часов в восемь вечера. Для испанцев это не проблема, так как ужинают они обычно часов в десять, и очень многие делают это где-то вне дома.

Транспорт
           
Гранада это настолько небольшой город, что я за все время своего пребывания там поездила на автобусе от силы раз десять, все остальное время я ходила пешком. Дорога в университет занимала чуть более получаса. Огромный минус моего факультета был в том, что он расположен на горе, и подниматься туда в восемь утра по жаре было не самым моим любимым занятием, но ехать на автобусе мне казалось еще хуже: они всегда набиты битком. За отсутствием надобности я не сделала себе проездной, но это вполне реально: на основе карты студента тебе выдают транспортную карту, проезд по которой примерно в два раза дешевле, так что для любителей прокатиться на автобусе это очень хороший вариант.

Фотография из личного архива Марины Усовой.

Сообщение между городами у испанцев развито, мягко говоря, не совсем хорошо: есть дорогие автобусы компании ALSA, еще более дорогие поезда RENFE, некое подобие наших электричек-ласточек. Проще всего было ездить на BlaBlaCar сервисе совместных путешествий на машине. Это очень распространенная практика в Испании, весьма безопасная, и чаще всего так ездить выгоднее, чем на автобусе. Дешевле же всего было бы найти компанию и всем вместе снять машину, но такая возможность есть далеко не всегда. Также нельзя забывать про самолеты: в Европе летать действительно намного дешевле, чем у нас, тем более с компаниями-лоукостерами.
  
Учеба

Разделения на группы «студенты» «студенты по обмену» не было, мы учились вместе с испанцами, в группах разных курсов, все зависело от того, какой предмет выберешь. В основном, как мне показалось, преподаватели были очень лояльны, но особого отношения к иностранным студентам не наблюдалось, по крайней мере, в открытой форме.

Насчет посещения единых правил нет: преподаватели сами сразу же оговаривают, будут они отмечать присутствующих или нет и как пропуски повлияют на итоговую оценку. В лекционных курсах новым для меня было то, что на каждом предмете было необходимо сдать какие-то работы в течение семестра: у нас (прим. редакции на филологическом факультете) обычно ты просто прослушиваешь лекции и сдаешь экзамен в конце. Также огромным отличием в учебной системе для меня была форма проведения экзаменов: все сдается письменно, а результаты приходится потом еще долго ждать. 

Фотография из личного архива Марины Усовой.

Предметов у меня было пять, в сумме за них я получила 30 ECTS-единиц (кредитов) это ровно столько, сколько мы получаем за семестр в нашем университете. В итоге это позволило мне ничего не сдавать по приезде в Россию: мне просто перезачли мои курсы из Гранады.

Университет Гранады поделен на несколько кампусов, которые находятся в разных частях города. На каждом факультете есть хорошие библиотеки с компьютерами с выходом в сеть. Есть и кафетерии, относительно дешевые, в которых даже продают пиво. Еще есть студенческая столовая, в которой можно пообедать, предъявив карту студента: за 3,5 евро выдают огромный комплексный обед, одинаковый для всех.

Студенческая жизнь

Бесплатных кружков и секций, к сожалению, у нас не было: за участие в какой-то активности нужно было платить, но далеко не всегда это большие деньги. Университет предлагает много разных видов деятельности; иногда она направлена чисто на работу с иностранными студентами. Также с ребятами из других университетов работали специальные организации, посвященные именно такому роду деятельности взаимодействие со студентами по обмену. Таких организаций в Гранаде три, и каждая из них довольно часто проводила какое-то мероприятие, встречу, экскурсию и т.д. Эти ребята также устраивают очень много поездок в другие города и даже страны, и, с учетом цен на транспорт и на жилье, ездить с ними действительно выходило дешевле и комфортнее. На мероприятиях, в поездках, которые устраивали эти организации, состоящие зачастую из таких же иностранных студентов, можно было легко познакомиться с новыми людьми и найти друзей, поэтому очень советую не сидеть дома, а следить за событиями и участвовать в них.

Фотография из личного архива Марины Усовой.

В общем и целом, хочу сказать, что я безумно благодарна университету за такую возможность и безумно рада тому, что я сумела ей воспользоваться. Это не только значительный прогресс в изучаемом языке, что тоже немаловажно; это также новые знакомства и друзья, путешествия, новые места, новый опыт, новый взгляд на мир, на вещи и на самого себя. Так что не бойтесь каких-то трудностей, тем более формальных: не надо волноваться по поводу документов, учебы, даже денег: это все того стоит.

Автор: Марина Усова


Больше статей про международные обмены читайте здесь.

Комментарии