По следам путешественника


По следам путешественника

фотография из личного архива

Шел 2017 год. В весеннем семестре, который всегда знаменуется началом Buddy программы и, соответственно, приездом новых иностранных студентов в наш университет, я познакомилась с Джошем Робертом — двадцатипятилетнем канадцем, учившемся на факультете международных отношений. Уже при первом знакомстве стало ясно, что Джош — путешественник со внушительным стажем. Когда наступило лето, он поспешил в очередной раз подтвердить эти слова и на два месяца уехал путешествовать по странам постсоветского пространства. Джош с радостью согласился поделиться своими впечатлениями и опытом в интервью нашему журналу.

Здравствуй, Джош! Расскажи, почему ты отправился в это путешествие?
— Я не представляю свою жизнь без путешествий. В этот раз я путешествовал один, но на самом деле ты никогда не бываешь один: постоянно встречаешь новых людей и затем путешествуешь вместе с ними. За два месяца я побывал в Эстонии, Латвии, Литве, Белоруссии, Украине, Молдавии (а также Приднестровской Молдавской Республике), Грузии, Азербайджане и Армении. У меня не было детально проработанного плана. Иногда я проводил где-то больше времени, чем «планировал», иногда меньше. Во многом это зависело от местных и от того, как я чувствовал себя в новом месте.

Как ты считаешь, в чем люди тех стран, которые тебе удалось увидеть, схожи и чем они различаются?
Я заметил, что местные не особо охотно общаются с туристами, особенно когда они в городе всего на пару дней. Впрочем, мне повезло. Я воспользовался сервисом «couch surfing» в Минске, где остановился у белорусской пары и девушки из Украины. На данный момент это мой лучший опыт, поскольку мне удалось увидеть ту часть жизни и культуры страны, которая обычно скрыта от тех, кто останавливается в хостеле.

Сравнивать представителей разных культур совсем непросто. Все те, кого я встречал за время путешествия, были крайне любезны и дружелюбны, предлагали свою помощь. Но в некоторых странах общение с местными давалось труднее, поскольку они оказались немного более «закрытыми» в культурном аспекте. Например, люди из Белоруссии и Азербайджана. Эти страны ввели упрощенный визовый режим только в этом году, а это значит, что они не привыкли принимать у себя иностранцев, в особенности людей из Северной Америки.

Но я думаю, что во всех тех странах, которые я посетил, люди были очень гостеприимные и дружелюбные, особенно когда я узнавал их поближе. Они с гораздо большим радушием приглашали меня в свой дом, чем французы или американцы. Я всегда чувствовал, что я был им интересен как человек и они хотели услышать истории из моей жизни. Ни в одной стране, которую я посетил, у меня ни разу не было конфликтных ситуаций с местными жителями.

фотография из личного архива

С какими трудностями ты столкнулся во время путешествий?
— У меня не было много проблем в общении с местными. Большинство молодых людей владеют английским на очень хорошем уровне. Со старшим поколением я мог говорить по-русски, поэтому у меня не было особого повода для волнения.

Но был и неприятный опыт, и я могу им поделиться. В Минске я остановился у местных ребят. Один из них сказал мне, что после девяти вечера можно не ставить штамп на автобусные билеты. Я в этом не сомневался, так как не знал правил. Как только мы сели в автобус и двери закрылись, к нам подошла контролер, чтобы проверить билеты, на которых не было штампа. Она заставила нас выйти из автобуса на следующей остановке и вызвала полицию. Полиция и мои спутники спорили более часа по поводу этих билетов… на белорусском! Естественно, я не имел ни малейшего представления, о чем они говорили. Я боялся, что меня арестуют и совершенно не понимал, как разобраться с этой ситуацией. К счастью, через час мои спутники каким-то образом убедили сотрудников полиции отпустить нас. Кто бы мог представить, что простой билет на автобус может причинить столько неприятностей!

Еще у меня был случай на границе между Молдавией и Приднестровской Молдавской Республикой, где русскоговорящий сотрудник таможенной службы пытался выяснить, почему я хочу посетить его страну. Он говорил на таком русском языке, который был вне уровня моего понимания. После нескольких странных минут в окружении солдат я все-таки смог дать им понять на смеси русского и английского языков, что я направляюсь в Тирасполь только на несколько часов в качестве туриста и ничего более.     

Ты посетил довольно много мест в самых разных странах есть ли среди них то, которое тебе действительно понравилось и запомнилось?
Думаю, что за все время поездки помимо Санкт-Петербурга я бы еще выделил Киев. Впрочем, каждый город, который встречался на моем пути, стал частью потрясающего и удивительного опыта. Киев же был особенным для меня потому, что в Канаде проживает более чем двухмиллионная украинская диаспора, и киевляне становились еще более доброжелательными, как только узнавали, что я канадец.

Вдобавок к этому история Киева (его православия, Киевской Руси, Майдана и оранжевой революции) совершенно потрясла меня. К тому же в Киеве есть своя классная барная и ресторанная культура, в которую я попросту влюбился. Я также был в Чернобыле, где увидел последствия ядерной катастрофы.

Моим любимым «не городским» местом оказался район Казбеги в Грузии. Я люблю проводить время на открытом воздухе, а в Грузии есть все, что нужно, для замечательных прогулок на природе. Редко в своей жизни мне удавалось видеть такую первозданную красоту природы.

фотография из личного архива

А какие забавные истории у тебя были во время путешествий?
— Одна забавная ситуация произошла, когда я был в Азербайджане. На границе я встретил двух немцев. Они рассказали мне об одном красивом и потрясающем маленьком городе, который я непременно «обязан был увидеть». Город назывался Иванова. На следующий день я вызвал такси, чтобы меня отвезли туда. Такси высадило меня на главной площади города. Я прогулялся по городу в течение двадцати минут и увидел, что это было самое скучное место на планете. Там не было даже ресторана и продуктового магазина. Этот город был пустой. Там не было людей. И я застрял там на четыре часа до того, пока такси не вернулось!

А что ты думаешь об уровне жизни в этих странах?
Большинство из этих стран не являются особо сильными экономически державами: они по-прежнему испытывают трудности от перехода к рыночной экономике после распада Советского Союза. Во многих местах, где я оставался, уровень жизни был невысок. В таких крупных городах, как Тбилиси или Баку, качество жизни гораздо выше, чем в маленьких городах, но хорошо живут в первую очередь обеспеченные слои населения. Я не думаю, что мог бы провести остаток своей жизни в одной из этих стран, но я определенно хотел бы поработать несколько лет где-нибудь в постсоветском пространстве, особенно в России или на Украине.

Какие национальные блюда ты попробовал во время путешествия?
Как настоящий гурман, я, наверное, потратил большую часть денег именно на еду во время своих странствий.  Я всегда хочу насладиться всеми возможными блюдами, которые есть в разных культурах. Я абсолютно без ума от украинской еды: вареников, борща, пирогов и мясных блюд. Одно из самых лучших блюд, которые я попробовал за все лето (и его можно попробовать почти везде) это шашлык. Я могу посоветовать грузинское, азербайджанское и армянское вино, которое всегда подавалось с шашлыком в этих странах. Впрочем, если бы нужно было выбрать страну с самой вкусной национальной кухней на моем маршруте этим летом, то это была бы Грузия. Красивые сырные тарелки, Хачапури или маленькие хинкали с бокалом грузинского вина райское наслаждение!


Какой совет ты бы дал тем, кто хочет отправиться в самостоятельное путешествие на такой длительный срок?
— Не планируйте слишком много. Просто отправляйтесь в те места, которые вас привлекают, и посмотрите, что будет дальше. Знакомьтесь с местными жителями, проводите с ними больше времени, остановитесь у них, если это возможно. Попробуйте все блюда национальной кухни. Посмотрите все достопримечательности как днем, так и ночью. И всегда передвигайтесь на маршрутке — самом простом и интересном виде транспорта.   

Беседу провела Ксения Асикритова

Комментарии