Бедный парень с Корсики


Фотография с официальной страницы Молодежного театра на Фонтанке 

Бедный парень с Корсики


21 ноября 2015 года на сцене Молодежного театра на Фонтанке состоялась премьера спектакля «Последняя любовь Наполеона» по мотивам комедии чешского драматурга Иржи Губача «Адъютантша его императорского величества, или Корсиканка» режиссера Семена Спивака. Сейчас спектакль идет под названием «Жозефина и Наполеон», создающим перед просмотром определенное представление о его содержании, которое разрушается с первых же сцен.

1819 год. Остров Святой Елены. Шум моря и крики чаек. На сцене — большой деревянный корабль, изображающий дом — последнее прибежище Наполеона (Михаила Черняка) в изгнании, где он проводит последние годы жизни в плену у англичан. Сразу возникает ассоциация со стихотворением Лермонтова «Воздушный корабль», она ощущается и в дальнейшем развитии действия. Корабль, который никуда не плывет — метафора жизни свергнутого императора Франции, иллюзия, мнимая надежда на возвращение. На спинке стула напротив стола на переднем плане висит мундир Бонапарта, на столе — треуголка — единственное, что осталось от императорского титула.

Первая сцена — поднятие разорванного флага Франции. Этот флаг — остатки былого величия Наполеона, воспоминание о прошлом, кроме которого у него больше ничего нет. Бывший император, могущественный властитель оказывается окруженным жалким бытом, грязью и сыростью. Первые сцены Наполеон почти не произносит реплик — перебранки генералов раздражают его, а унизительное существование вводит в апатию. Его адъютант сбежал, а камердинер «находится на карантине». В короткий промежуток времени оказавшись на низшей ступени социальной лестницы, он утратил смысл этой жизни, превратившейся в выживание.

Все меняется, когда на острове внезапно появляется кухарка Жозефина Понтиу (Дарья Юргенс), прибывшая к Наполеону из Парижа с просьбой выплатить ей компенсацию за мужа, погибшего в битве при Ватерлоо. По иронии судьбы ее муж лавочник «окрестил» ее Жозефиной, в честь первой жены Наполеона. Сначала женщина не признает в обрюзгшем старике в грязной рубашке императора. Граница между их социальным положением нарушена. Наполеона оскорбляет просьба Жозефины: как она смеет ему, императору Франции, предъявлять счет на крупную сумму за смерть какого-то лавочника? Он укоряет ее в корыстных целях. Однако поступок Жозефины, явившейся к императору, и решившейся лично предъявить ему счет, заслуживает уважение — вскоре это начинает осознавать и сам Наполеон.

Развитие действия в спектакле можно назвать путем постепенного нарушения границ — в первую очередь, границ между социальными статусами, различными слоями общества. Непризнание Жозефиной императора показывает реальное положение вещей — в действительности этих границ уже не существует, но Наполеона не оставляет внутреннее осознание былого могущества, привычка ощущать себя на определенном возвышении, поэтому для него в начале так важно сохранение границ.

Первый шаг к их разрушению — сцена за столом. Жозефина, женщина предусмотрительная и прозорливая, приезжает к императору с дарами от «парижского люда» — коньяком и сыром. Когда Наполеон, не обедавший по-человечески на протяжении нескольких недель, ест сыр целым ломтем, во взгляде Жозефины чувствуется что-то похожее на материнскую нежность, искреннюю заботу. Эта сцена очень камерная — теплый оранжевый свет освещает героев, сидящих за столом; все, что находится за пределами этого маленького мира, остается в полумраке. Между ними завязывается разговор. Впервые Наполеон узнает о жизни простого народа, которым он правил, реальность, не замечаемую им во время правления.

Случайно выясняется, что Жозефина и Наполеон — земляки: они оба родились на Корсике. Они вспоминают песню, известную обоим — границы продолжают рушиться, начинается духовное сближение героев. Музыкальной темой спектакля становится песня корсиканского певца Петру Гуэльфуччи «Корсика», гармонично вписавшаяся в настроение спектакля, переживания героев.

С момента приезда Жозефины жизнь в доме Наполеона приходит в порядок. Она учит Наполеона, впавшего в хандру и бездеятельность, бороться до конца («Человек проигрывает только один раз — на смертном одре»), проявлять настойчивость в разговорах с капитаном и губернатором острова («Кто мало требует, тот мало получает»). Простота и непосредственность парижской кухарки, сильной духом, способной проявлять настоящую человечность, трогает хладнокровного Наполеона, заставляет его посмотреть на мир взглядом обычного человека, радоваться мелочам, дурачиться.

Один из самых сильных эпизодов — сцена с консульским мундиром. Жозефина опрометчиво приказывает поставить на огород пугало из мундира Наполеона, чтобы защитить урожай от птиц. Когда Наполеон требует свой мундир, ему приносят грязные лохмотья — все, что осталось от его реликвии. Императора охватывает приступ гнева, он воспринимает поступок как надругательство над святым, требует, чтобы Жозефина немедленно покинула остров. Но грязный мундир — не символ попранного величия. В этом поступке выражается вся жизненная философия Понтиу, для которой настоящее, подлинное, сокрытое за искусственным возвеличиванием своей персоны, ценнее формального и напускного, чем и является парадный мундир. Для Жозефины важнее, чтобы на столе у Наполеона были свежие овощи.

Жозефина оказывает влияние и на других окружающих ее людей, в жизни каждого происходят определенные изменения. Однако все же Жозефина должна покинуть остров согласно предписанию губернатора. С ее уходом, кажется, все возвращается на круги своя и становится таким же, каким было до их встречи. Действие обрамляет кольцевая композиция: снова полумрак, поднимается разорванный флаг Франции. Наполеон — все такой же пленник английской короны, обреченный на гибель вдали от родины. Но Жозефина стала его последним утешением, последним светом, озарившим его душу. Она научила его улыбаться и подарила, пусть и несбыточную, но так необходимую ему надежду.   

Как и все спектакли Молодежного театра на Фонтанке, постановка «Жозефина и Наполеон» не является ни комедией, ни трагедией в чистом виде. Сам С. Спивак называет ее «печальной комедией». Спектакль сочетает в себе исторические реалии и современные детали (шутка Жозефины про коньяк и торт, которые завоюют весь мир, если их назовут именем императора), историю и вымысел, смех и слезы.

Заслуженные артисты России, сыгравшие главные роли составили прекрасный дуэт. Дарья Юргенс на сцене поражает своей энергичностью и харизмой; Михаил Черняк блестяще передает душевное состояние великого человека, потерявшего все на свете, путь от неприятия к смирению, от апатии к надежде.

«Жозефина и Наполеон» — спектакль о человечности, понимании, искренности, о том, что каждый из нас – прежде всего, человек, а статус и положение в обществе вторичны по отношению к внутренним качествам.  


 Автор: Александра Косоротикова 

Комментарии