Что такое экомаркировки и с чем их едят


Источник: photoshopper24


Что такое экомаркировки и с чем их едят


Новый год — новый я. Многие с января создают целый список дел, которые обязательно нужно выполнить в течение года. Здоровое питание обычно входит в первую десятку. Если вы тоже недавно задумались о натуральных продуктах, то стоит обратить внимание на особые символы на товаре, чтобы не потеряться среди предложенного разнообразия экотоваров.

Часто производители идут на такую хитрую уловку: они пишут на продукте “экологично” или “натурально”, чтобы увеличить количество продаж. Но наличие этих слов на этикете ещё не гарантирует, что товар таковым является. Гарантию может дать только особая отметка — экологическая маркировка.

Экологическая маркировка или экомаркировка — это специальный знак, который подтверждает соблюдение правил добровольной экологической сертификации независимыми экспертами, не связанными напрямую ни с бизнесом, ни с государством. Сертификация всегда добровольна, и если производитель хочет действительно заслужить доверие покупателей, то он на это пойдет.

Чаще всего на прилавках магазинов можно увидеть экомаркировки следующих категорий: экологические маркировки I категории, международно признанные органик-маркировки, отраслевые маркировки и социально-этические маркировки. Рассмотри каждую из категорий подробнее.

Экологические знаки, гарантирующие полную экологичность товара на всех стадиях производства — это экомаркировки I категории. К ним относятся такие графические символы, как “Европейский цветок” (государства-члены Европейского союза), “Голубой ангел” (Германия), “Северный лебедь” (страны Скандинавии) и “Листок жизни” (Россия). Все маркировки имеют международное признание и присваиваются продуктам питания, косметической продукции и бытовой химии, во время производства которых не был нанесен ущерб окружающей среде: добыча ресурсов осуществлялась законным путем, несанкционированные свалки не были образованы, а товар абсолютно безопасен для членов вашей семьи.

Следующая категория экологических маркировок — это международно признанные органик-маркировки. Ими отмечаются товары, произведенные в условиях, максимально приближенных к природным, и содержащие не менее 95% ингредиентов органического происхождения. На российском рынке встречаются следующие органические знаки — “EU Organic”, “USDA Organic”, “Agriculture Biologique” и “Bio-Siegel”. Органик-маркировки похожи на экомаркировки I категории: в обоих случаях вы получаете товар, безопасный и для здоровья человека, и для среды его обитания, но различия есть в оценке. Для органик-маркировок важно, чтобы товар был произведен также, как и два столетия назад, без применения пестицидов, гербицидов и химических удобрений и без нарушения баланса в экосистемах. А для маркировок I категории органичность не стоит на первом месте: главное, чтобы цикл производства был минимально вреден для природы и человека. Приведу пример.

Многие слышали, что содержащиеся в моющих средствах ПАВ (поверхностно-активные вещества) и фосфаты оказывают существенный ущерб окружающей среде и непосредственно самому человеку. При попадании в водоем вместе со сточными водами фосфаты могут привести к процессу эвтрофирования, и чтобы этого не допустить, была найдена альтернатива в виде цеолитов. Что касается поверхностно-активных веществ, то ПАВ делятся на те, которые не разрушаются и накапливаются в организмах в недопустимых концентрациях (анионные ПАВ), и те, которые быстро разрушаются в окружающей среде (неионогенные ПАВ). И именно последние используются в экологических моющих средствах. Поэтому моющие средства, имеющие в составе неионогенные ПАВ и цеолиты, могут быть отмечены экомаркировками I категории. Другими словами, экологичный продукт может и не состоять на 100% из натуральных компонентов, но он всё равно будет безопасен для природы и человека.

Международные отраслевые маркировки — это знаки, учитывающие один аспект производства с точки зрения экологической безопасности, и они не обещают вам, что на всех этапах производственного процесса товаров не был нанесен ущерб природе. Например, если вы покупаете сок в упаковке, отмеченной знаком FSC (Forest Stewardship council, Лесной попечительский совет), то это значит, что сама упаковка сделана из легальной древесины, но сок внутри может быть вовсе не натуральным. То есть, древесина, которая используется при изготовлении продукта, была вырублена в районе контролируемой вырубки деревьев и происходит плановая посадка саженцев. Также к отраслевым маркировкам относятся обозначение продуктов рыболовства MSC и Energy Star — международный стандарт энергоэффективности электротоваров.

Маркировки, регулирующие социальные аспекты — это знаки, которые учитывают социальные и этические моменты производства (в том числе и экологические), но при этом стопроцентной гарантии в экологичности они не дают. Маркировки “not tested on animals” или «не тестируется на животных» подтверждают, что ни одно животное не пострадало в процессе производства. И вроде бы это и экологический, и этический аспект, но в основе этого эколейбла нет ничего про то, как этот товар сделали и какие могут быть последствия его использования. Если пересмотреть весь ассортимент косметики с пометкой “эко”, то обязательно на нескольких из них подтверждением экологичности будет именно пометка “not tested on animals”, что является, скорее, гарантом гипоаллергенности продукта, но не экологичности. Тоже самое верно и для маркировки “Vegan”. Она подтверждает, что продукт сделан исключительно из компонентов растительного происхождения. И несмотря на доводы вегетарианцев о пагубном влиянии на атмосферу выбросов животноводческих комбинатов, этот знак все еще не гарантирует полного обеспечения экологической безопасности.

С продуктами из категории экотоваров все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. В погоне за прибылью производители стараются представить свой продукт в лучшем свете, и иногда легче и дешевле всего прикрепить этикетку «эко» на товар. Такое отношение к экомаркировкам вызывает недоверие у покупателей ко всем экопродуктам. И именно поэтому важно уметь разбираться в экологических лейблах и знаках и внимательно читать состав продуктов, чтобы не быть обманутым недобросовестными производителями.


Автор: Александра Торопова

Комментарии