«О, у нас новая учительница. Сейчас мы ее съедим!»



Автор изображения congerdesign

Университет

«О, у нас новая учительница. Сейчас мы ее съедим!»[1]


Сентябрь последнего курса студенты обычно проводят в школах — проходят преподавательскую практику, у студентов-русистов педагогическая практика проходит в ноябре. «ФИЛИН» расспросил четверокурсников о том, как они готовились к урокам, чего ждали от практики, с какими проблемами столкнулись во время уроков, и узнал, хотели бы они вернуться в школу после защиты дипломной работы.


[1] Из подслушанных разговоров шестиклассников

Преподавательская практика проходит в школах Петербурга в сентябре четвертого курса. Готовиться к ней начинают еще на третьем: изучают методику преподавания, разбирают учебники, учатся писать конспекты урока.

Практика делится на две части: пассивную и активную. Никто не оставит вас один на один с оравой старшеклассников второго сентября. Перед тем, как провести первый урок, вы побываете на пятнадцати других, наблюдая за работой учителя. Можно посещать не только профильные предметы, но и те, которые хочется, или ходить с понравившимся вам классом на все его уроки. После пассивной части студенты проводят семь занятий самостоятельно в присутствии учителя-куратора. За проведенные уроки ставится зачет.

Важная фигура в практике куратор: это тот, к кому можно обратиться за советом, и тот, кто будет оценивать вашу работу. Обычно кураторов два: от университета один из преподавателей, и куратор в школе учитель, которого вы будете замещать.

Студенты филфака, не сложно догадаться, преподают гуманитарные предметы: языки (русские и иностранные) и литературу. Выбирают обычно старшие классы мало кому хочется объяснять Past Simple группе пятиклашек.

Важно добавить, что опыт у всех студентов разный: у кого-то зачетных уроков только два, к кому-то кураторы-учителя на занятия не приходят, кому-то обязательно нужно сдавать конспекты, кто-то их вовсе не смотрит. Скорее всего, ваша практика чем-нибудь будет отличаться от того, о чем рассказываем мы, однако это вовсе не повод не узнать, как она прошла у других.

«Домашка» для учителя

К каждому уроку нужно было подготовить конспект, обсудить его с учительницей и при необходимости внести коррективы. Кроме этого я обычно делала презентации, которые сопровождала картинами русских художников, потому что верю, что эстетические переживания способны создать вдохновенное настроение.

Подготовка к уроку в моем случае занимала очень много времени: темы уроков по литературе, которые мне достались, не входят в область моей специализации. Поэтому и потребовалось прочитать много научных статей о «Гамлете» и несколько меньше — о Гёте. Но даже при подготовке урока на такую простую и хорошо знакомую тему как «Главные члены предложения» не обойтись без многочасовой проработки различных справочников — ведь нужно убедиться, что никакие детали не будут упущены; подобрать интересные примеры и случаи с подвохом. Иногда приходилось придумывать или, по крайней мере, видоизменять иллюстративный материал из учебников, чтобы примеры не получились слишком уж разрозненными или чтобы сделать их актуальнее, забавнее.

Было сложно сделать урок разнообразным: русский язык, упражнения для подготовки к ЕГЭ. Я давала теорию из банка заданий, которую проверяла по справочникам, и брала упражнения из сборников, с сайта ФИПИ, но на один из уроков составила свои упражнения. Вместо советских археологов их героями стали персонажи из фильмов Marvel, русских сказок, произведений вроде «Пиратов Карибского моря», «Властелина колец». Помню, когда я училась в школе, было приятно находить в текстах знакомые названия. Так я решила скорректировать упражнения, над которыми мы работали, чтобы сделать их более близкими современным детям.

Ожидания и реальность

— Все, что нам говорили о школе, подтвердилось на практике. Другое дело, что сказано нам было совсем немного; главный же посыл наших преподавателей заключался в том, что в школе нужно быть готовым ко всему. И действительно, многое было неожиданным, но скорее в положительном смысле. Мы ведь привыкли к рассказам о том, что школьники это дикие существа, которые разорвут тебя в клочья при первой возможности. Но единственное, что разорвали в клочья наши ученики, так это стереотипы о собственной неуправляемости.

— Нас готовили к преподаванию языка, а на деле... В школе сейчас сталкиваешься с тем, что нужно не просто приходить и давать знания, а еще и уговорить учеников эти знания принять. 95% учиться не хотят. Им это не нужно. Ты можешь стараться и искать интересные им темы (кстати, составители учебников в основной своей массе отнеслись к этому наплевательски), можешь стараться говорить с ними на одном языке (я не стеснялся переходить на сленг). Не помогает
.
Преподаватель показывал, какую тему нужно пройти: какие лексические и грамматические аспекты отработать, — давал минимум по программе. А дальше я уже сверху надстраивал все, что хотел дать ученикам сам. Подбирал интересные задания. Искал статьи из настоящих испанских журналов для чтения. Генерировал упражнения.

— Очень сложно работать с большим количеством детей, потому что не все схватывают материал сразу же, даже если повторить и объяснить что-то еще раз. Тогда понимаешь, что нельзя на этом останавливаться, потому что всему классу нужно двигаться дальше — остается объяснять только вне уроков.

— Вузовские знания в основном остаются за бортом: тебе хочется поделиться всем, что ты знаешь, но это не нужно и едва ли возможно. Особенно в рамках 45 минут урока.



Мы попросили студентов поделиться опытом и дать советы тем, кому практика только предстоит.

1. Чтобы сделать урок интереснее, я старался брать материалы не из отсталых учебников, а из настоящих испанских СМИ или книг. Погружаться в атмосферу. Стараюсь так делать со всеми учениками: кому язык интересен, с теми работает.
2. Важно записывать время и придумывать заранее какие-то дополнительные задания, если вдруг всё запланированное будет сделано раньше.
3. Еще один момент, который я осознала только после разговора с куратором — это необходимость досконально продумывать, как должен выглядеть конспект, остающийся в тетрадях учеников, и что должно быть вынесено на доску во время урока.
4. Посоветовала бы не воспринимать эту практику как учебное задание, а расслабиться и отнестись к этому как к увлекательному квесту, когда ты имеешь возможность проявить себя, узнать, на что ты способен. Все вокруг отнесутся к этому с пониманием, да ещё и дадут хороший совет.


Что дальше

— Практика для меня стала прежде всего опытом. Попробовать себя в роли учителя, попробовать держать в поле зрения 30 человек одновременно, попробовать раскручивать логические цепочки не только для них, но и вместе с ними, это потрясающе. И да, я хотела пойти работать в школу и до сентября этого года, и практика меня в этом желании только утвердила.

— С одной стороны, поработать в школе интересно, но, наверное, не в российской. В какой-нибудь финской, где простор для творчества, где меньше границ и рамок, там — да. У нас, если честно, в школе все сумбурно и много глупостей: дети учатся из-под палки, многие учителя не хотят делать больше, чем обязывает программа.

Преподавание — это то, что мне хотелось бы попробовать в будущем, после окончания университета. Осознание того, что ты можешь быть кому-то полезен, оказывать на других влияние, дает мощнейший толчок развиваться дальше и наполнять себя чем-то новым, выстраивать себя чтобы было, что давать, чтобы изживать из себя возможную «пустышковость».

— Хотела бы пойти работать в школу, но только в том случае, если зарплаты учителей в нашей стране будут соответствовать усилиям, которые они прилагают.

— После практики я понял, что школа это мое место. Я понимаю, что мы преподавали в гимназии, и это не обычная школа, и я бы хотел поработать в трудных классах, посмотреть, получится ли у меня. Уверен, что после университета пойду работать в школу. Именно образование школьников я считаю очень важным и хочу посвятить этому жизнь.


Редакция благодарит Анну Кириллову, Марию Евдокимову, Екатерину Вожик, Александра Калачева, Алину Авдякову и Илью Наумова за помощь в подготовке материала.


Беседы проводила Александра Бабенко
Корректор: Дарья Багреева

Комментарии