Жаворонок в небе Франции
| Фотограф Юлия Кудряшова. Источник |
Рецензия
Жаворонок в небе Франции
21 октября на сцене Молодежного театра на Фонтанке – очередной показ
спектакля «Жаворонок» по одноименной пьесе Жана Ануя режиссера Семена Спивака.
Премьера спектакля состоялась 17 февраля 2001 года, и с тех пор полюбившийся петербуржцам
и гостям нашего города «Жаворонок» продолжает радовать зрителей.
1429 год. Идет Столетняя война между Англией и Францией. В маленькой
французской деревушке Домреми вместе со своей семьей живет девушка-пастушка
Жанна (Регина Щукина). Зрители погружаются в атмосферу средневековой
французской деревни. Декорации просты: сценическое пространство, усыпанное
сеном, одновременно является и сеновалом, и дворцом дофина Карла, и местом
заседания суда. Железные столбы, подвешенные к потолку, возможно, изображают
деревья, или имеют символическое значение, олицетворяя трудности жизни, маятник
судьбы: Жанна, пробегая между столбами, касается их рукой, качает из стороны в
сторону.
Название пьесы звучит уже в самой первой сцене, когда главная героиня
выбегает с криком «Смотрите, жаворонок!». С этого момента наполняется смыслом
ключевой образ спектакля. Жаворонок появляется как свет в обыденной жизни,
надежда, заставляющая сердце трепетать: мать, отец и брат Жанны, выбегающие на
сцену следом за ней, смеются, следя рукой за невидимой птицей. Эта сцена
– вступление, за которым следует реальное развитие действия.
Руан. Над Жанной Д’арк идет суд. На сцене - граф Варвик (Роман Нечаев),
епископ Кошон (Андрей Шимко). Они «разрешают» Жанне еще раз прожить свою жизнь
– рассказать свою непростую историю с самого начала. Таким образом, композиция
является кольцевой: весь спектакль, как и сама пьеса, состоит из воспоминаний
Жанны, которые прерываются замечаниями и вопросами Варвика и епископа; когда
заканчивается ретроспекция (череда воспоминаний) в третьем акте, зритель вместе
с Жанной возвращается к действительности – судебному процессу. Можно
предположить, что именно поэтому и не меняются декорации – ведь фактически
Жанна на протяжении всей пьесы остается все там же, в Руане, где решается ее
судьба.
История Жанны начинается с ее встречи с Михаилом-архангелом, который
приказывает ей отправиться «на подмогу королю Франции». Жанна сама изображает
голос святого, таким образом показывается ее отрешенность от окружающих – ведь
кроме нее этого голоса никто не слышит. Родные не понимают Жанну, и она сбегает
из дома, отправляясь к Бодрикуру (Евгению Клубову), начальнику гарнизона, с
просьбой выдать ей мужское одеяние и отвести ее к дофину Карлу (Сергею
Барковскому).
Центральный мотив спектакля – религиозный. Жанна на протяжении своего
пути встречается с разными людьми и разговаривает с ними о Боге – таком Боге,
каким она сама его видит. Девушку считают безумной – в нее никто не верит, ее
слова кажутся совершенным абсурдом. Однако дар убеждения помогает ей не только
расположить к себе других людей, но и передать им свое мужество и решимость
бороться до конца. В развратнике Бодрикуре, желавшем опозорить девушку, в
дофине Карле, ни на что не способном, прячущемся за спинами матери, королевы и
любовницы, – в каждом Жанна видит прежде всего человека, с каждым она
разговаривает как с равным, просто и откровенно. Разговаривая с трусливым
Карлом, Жанна, открывает ему один простой «фокус», помогающий побороть
свой страх, высказывая тем самым свое видение Бога: «Бог не требует от человека
чего-то необыкновенного. Надо только довериться тому, что в тебе есть, поверить
в ту маленькую частичку самого себя, которая и есть бог. Только чуть-чуть
подняться над собой. А уж все остальное он берет на себя». Настроение героев во
время этих разговоров помогает передать музыка боснийского композитора и
музыканта Горана Бреговича, звучащая в моменты напряженных пауз,
символизирующая своеобразное прозрение, осознание истины.
Второй раз образ жаворонка появляется в монологе Варвика после воспоминания
Жанны о разговоре с Карлом. На этот раз данный образ напрямую отождествляется с
Жанной Д’арк: «Над головами французских пехотинцев запел в небе Франции
жаворонок... Эти две чистые нотки, эта веселая ерундовская песенка маленького
жаворонка, неподвижно висящего в солнечных лучах в то время как в него целится
стрелок, – в этом вся Франция!». Остается настоящей загадкой, каким образом
удалось простой деревенской девушке убедить всю Францию поверить в нее, повести
за собой людей. Быть может, она действительно была послана самим Богом. Она
стала «жаворонком в небе Франции», сумевшим поднять боевой дух солдат, дух
целого народа.
Одна из важнейших деталей декораций – деревянное колесо, освещенное красным
прожектором, которое начинает медленно катиться в глубине сцены, как только
заканчивается определенный смысловой отрывок (диалог, монолог) – этот
эпизод повторяется на протяжении спектакля несколько раз. В этот момент играет
музыка Бреговича, герои замирают и смотрят вдаль. Размышляя над значением этого
образа, можно предположить, что это колесо символизирует колесо истории, действительность,
окружающую Жанну Д’арк, или время, которое идет своим чередом рядом с ней,
готовя Орлеанской деве страшную участь.
Чувствуется контраст между Жанной с ее чистой и светлой душой и пошлым
миром, с которым она сталкивается, и вместе с этим – ее единство с простым народом.
Когда во время суда перед ней в ее воображении предстает Лаир, солдат из ее
войска, от которого разит вином и луком, она произносит одну простую истину: «В
том, что настоящее, в том греха нет». Особенно интересно столкновение
религиозных взглядов Жанны и Кошона, которое происходит во время суда. Она
признает, что величайшее чудо господне на земле – это человек, со всеми его
грехами и противоречиями. Человек способен совершать настоящие чудеса с помощью
качеств, дарованных ему Богом. Вера епископа – заученная, как школьный урок;
вера Жанны – искренняя, настоящая, к которой она пришла сама в ходе тяжелых испытаний,
перипетий жизни.
И все же Жанна Д’арк, озарившая людей солнечным светом, «жаворонок в небе
Франции», остается одна: Франция собирается заключить мир с англичанами, а
солдаты предали ее. Последние сцены являются наиболее напряженными и
динамичными. Жанна вынуждена подписать акт отречения и вернуться в «лоно матери
церкви», но она не может представить себе «Жанну, все принявшую, Жанну
раздобревшую, Жанну, превратившуюся в лакомку» и тут же отказывается от
отречения, требует костра. На сцену выкатывается деревянное колесо, загорается
красный прожектор, играет Ave Maria, Жанна катит «колесо истории» и исчезает в
огненных лучах.
Хочется особо отметить игру Регины Щукиной, сыгравшей роль Жанны,
простодушной и наивной, но сильной духом, в которой была какая-то божья искра,
что-то, заставляющее людей верить ей. Регина Щукина сумела показать внутреннюю
силу, которая жила в этой совсем еще девочке, через манеру речи, резкое
повышение и понижение голоса, бурный всплеск эмоций в моменты наиболее
экспрессивных диалогов (о Боге, о силе духа и т.д.).
Здесь нет положительных и отрицательных героев. Зритель видит каждого
персонажа сквозь восприятие Жанны как человека, «сотканного из противоречий».
Ануй, а за ним и Спивак, делают акцент не на исторической достоверности, а на
человеческой психологии: даже Варвик и Кошон проникаются состраданием к Жанне.
«Жаворонок» – это не просто история жизни национальной героини Франции, это
история о человеческом мужестве, настоящей вере; история, в которой в
естественной форме соединяются комическое и трагическое (монологи Жанны
сочетаются с жеманством Карла, анекдотом палача и т.д.). Спектакль заставляет
задуматься о роли личности в мировой истории, о предназначении человека, о
смысле его существования, его внутреннем стержне, заставляющем двигаться вперед
и вести за собой.
Автор: Александра Косоротикова
Корректор: Анастасия Береснева
Комментарии
Отправить комментарий