Жаворонок в небе Франции

Фотограф Юлия Кудряшова. Источник

Рецензия

Жаворонок в небе Франции


21 октября на сцене Молодежного театра на Фонтанке – очередной показ спектакля «Жаворонок» по одноименной пьесе Жана Ануя режиссера Семена Спивака. Премьера спектакля состоялась 17 февраля 2001 года, и с тех пор полюбившийся петербуржцам и гостям нашего города «Жаворонок» продолжает радовать зрителей.

1429 год. Идет Столетняя война между Англией и Францией. В маленькой французской деревушке Домреми вместе со своей семьей живет девушка-пастушка Жанна (Регина Щукина). Зрители погружаются в атмосферу средневековой французской деревни. Декорации просты: сценическое пространство, усыпанное сеном, одновременно является и сеновалом, и дворцом дофина Карла, и местом заседания суда. Железные столбы, подвешенные к потолку, возможно, изображают деревья, или имеют символическое значение, олицетворяя трудности жизни, маятник судьбы: Жанна, пробегая между столбами, касается их рукой, качает из стороны в сторону.

Название пьесы звучит уже в самой первой сцене, когда главная героиня выбегает с криком «Смотрите, жаворонок!». С этого момента наполняется смыслом ключевой образ спектакля. Жаворонок появляется как свет в обыденной жизни, надежда, заставляющая сердце трепетать: мать, отец и брат Жанны, выбегающие на сцену следом за ней, смеются, следя рукой за невидимой птицей. Эта сцена  – вступление, за которым следует реальное развитие действия.

Руан. Над Жанной Д’арк идет суд. На сцене - граф Варвик (Роман Нечаев), епископ Кошон (Андрей Шимко). Они «разрешают» Жанне еще раз прожить свою жизнь – рассказать свою непростую историю с самого начала. Таким образом, композиция является кольцевой: весь спектакль, как и сама пьеса, состоит из воспоминаний Жанны, которые прерываются замечаниями и вопросами Варвика и епископа; когда заканчивается ретроспекция (череда воспоминаний) в третьем акте, зритель вместе с Жанной возвращается к действительности – судебному процессу. Можно предположить, что именно поэтому и не меняются декорации – ведь фактически Жанна на протяжении всей пьесы остается все там же, в Руане, где решается ее судьба.  

История Жанны начинается с ее встречи с Михаилом-архангелом, который приказывает ей отправиться «на подмогу королю Франции». Жанна сама изображает голос святого, таким образом показывается ее отрешенность от окружающих – ведь кроме нее этого голоса никто не слышит. Родные не понимают Жанну, и она сбегает из дома, отправляясь к Бодрикуру (Евгению Клубову), начальнику гарнизона, с просьбой выдать ей мужское одеяние и отвести ее к дофину Карлу (Сергею Барковскому).

Центральный  мотив спектакля – религиозный. Жанна на протяжении своего пути встречается с разными людьми и разговаривает с ними о Боге – таком Боге, каким она сама его видит. Девушку считают безумной – в нее никто не верит, ее слова кажутся совершенным абсурдом. Однако дар убеждения помогает ей не только расположить к себе других людей, но и передать им свое мужество и решимость бороться до конца. В развратнике Бодрикуре, желавшем опозорить девушку, в дофине Карле, ни на что не способном, прячущемся за спинами матери, королевы и любовницы, – в каждом Жанна видит прежде всего человека, с каждым она разговаривает как с равным, просто и откровенно. Разговаривая с трусливым  Карлом, Жанна, открывает ему один простой «фокус», помогающий побороть свой страх, высказывая тем самым свое видение Бога: «Бог не требует от человека чего-то необыкновенного. Надо только довериться тому, что в тебе есть, поверить в ту маленькую частичку самого себя, которая и есть бог. Только чуть-чуть подняться над собой. А уж все остальное он берет на себя». Настроение героев во время этих разговоров помогает передать музыка боснийского композитора и музыканта Горана Бреговича, звучащая в моменты напряженных пауз, символизирующая своеобразное прозрение, осознание истины.

Второй раз образ жаворонка появляется в монологе Варвика после воспоминания Жанны о разговоре с Карлом. На этот раз данный образ напрямую отождествляется с Жанной Д’арк: «Над головами французских пехотинцев запел в небе Франции жаворонок... Эти две чистые нотки, эта веселая ерундовская песенка маленького жаворонка, неподвижно висящего в солнечных лучах в то время как в него целится стрелок, – в этом вся Франция!». Остается настоящей загадкой, каким образом удалось простой деревенской девушке убедить всю Францию поверить в нее, повести за собой людей. Быть может, она действительно была послана самим Богом. Она стала «жаворонком в небе Франции», сумевшим поднять боевой дух солдат, дух целого народа.

Одна из важнейших деталей декораций – деревянное колесо, освещенное красным прожектором, которое начинает медленно катиться в глубине сцены, как только заканчивается определенный смысловой отрывок (диалог, монолог)  – этот эпизод повторяется на протяжении спектакля несколько раз. В этот момент играет музыка Бреговича, герои замирают и смотрят вдаль. Размышляя над значением этого образа, можно предположить, что это колесо символизирует колесо истории, действительность, окружающую Жанну Д’арк, или время, которое идет своим чередом рядом с ней, готовя Орлеанской деве страшную участь.

Чувствуется контраст между Жанной с ее чистой и светлой душой и пошлым миром, с которым она сталкивается, и вместе с этим – ее единство с простым народом. Когда во время суда перед ней в ее воображении предстает Лаир, солдат из ее войска, от которого разит вином и луком, она произносит одну простую истину: «В том, что настоящее, в том греха нет». Особенно интересно столкновение религиозных взглядов Жанны и Кошона, которое происходит во время суда. Она признает, что величайшее чудо господне на земле – это человек, со всеми его грехами и противоречиями. Человек способен совершать настоящие чудеса с помощью качеств, дарованных ему Богом. Вера епископа – заученная, как школьный урок; вера Жанны – искренняя, настоящая, к которой она пришла сама в ходе тяжелых испытаний, перипетий жизни.

И все же Жанна Д’арк, озарившая людей солнечным светом, «жаворонок в небе Франции», остается одна: Франция собирается заключить мир с англичанами, а солдаты предали ее. Последние сцены являются наиболее напряженными и динамичными. Жанна вынуждена подписать акт отречения и вернуться в «лоно матери церкви», но она не может представить себе «Жанну, все принявшую, Жанну раздобревшую, Жанну, превратившуюся в лакомку» и тут же отказывается от отречения, требует костра. На сцену выкатывается деревянное колесо, загорается красный прожектор, играет Ave Maria, Жанна катит «колесо истории» и исчезает в огненных лучах.

Хочется особо отметить игру Регины Щукиной, сыгравшей роль Жанны, простодушной и наивной, но сильной духом, в которой была какая-то божья искра, что-то, заставляющее людей верить ей. Регина Щукина сумела показать внутреннюю силу, которая жила в этой совсем еще девочке, через манеру речи, резкое повышение и понижение голоса, бурный всплеск эмоций в моменты наиболее экспрессивных диалогов (о Боге, о силе духа и т.д.).

Здесь нет положительных и отрицательных героев. Зритель видит каждого персонажа сквозь восприятие Жанны как человека, «сотканного из противоречий». Ануй, а за ним и Спивак, делают акцент не на исторической достоверности, а на человеческой психологии: даже Варвик и Кошон проникаются состраданием к Жанне.

«Жаворонок» – это не просто история жизни национальной героини Франции, это история о человеческом мужестве, настоящей вере; история, в которой в естественной форме соединяются комическое и трагическое (монологи Жанны сочетаются с жеманством Карла, анекдотом палача и т.д.). Спектакль заставляет задуматься о роли личности в мировой истории, о предназначении человека, о смысле его существования, его внутреннем стержне, заставляющем двигаться вперед и вести за собой.


Автор: Александра Косоротикова
Корректор: Анастасия Береснева

Комментарии