Stand Up в СПбГУ: интервью с Никитой Николаевым

логотип Student's Stand Up SPBU (SSUP)
источник

В Петербурге

Stand Up в СПбГУ: интервью с Никитой Николаевым

В СПбГУ с 1 по 15 октября будет проходить отборочный фестиваль по стендапу среди студентов. ФИЛИН пообщался с Никитой Николаевым, основателем Student's Stand Up SPBU, и узнал, почему комики уходят из КВН в стендап и можно ли научиться писать шутки.

Как появилась идея создать студенческий стендап-клуб в СПбГУ?
До стендапа я играл в КВН два с половиной года. Это командная игра, а я понял, что люблю работать один: ты делаешь что-то и ты ответственен за результат, в команде же кто-то может и не выкладываться.

Первый раз я выступил в «Горизонте» в прошлом году. После «Горизонта» поехал в родной город – Набережные Челны. Там бывшие КВНщики как раз организовали стендап-клуб. Я пообщался с их организатором, узнал, как это делается: он находит площадку (кафе или бар), ему предоставляют её бесплатно, а он взамен привлекает клиентов.

В Набережных Челнах у стендап-клуба не было конкуренции, поэтому они очень быстро «поднялись». Тогда мне пришла в голову идея попробовать организовать клуб в Петербурге.

Но в Петербурге ведь большая конкуренция?
Да, поэтому нужно отличаться. У нас должно было быть конкурентное преимущество перед двумя большими клубами – Stand-UP Band и Stand-Up Petersburg. Они ориентируются на взрослую аудиторию, я же решил привлекать студентов. Мы – первый студенческий стендап-клуб в России, который проводит открытые микрофоны на регулярной основе.

Очень важно, чтобы организатор разбирался в стендапе. Перед тем как организовать свой стендап-клуб, я посещал открытые микрофоны, чтобы набраться опыта: за тобой не пойдут, если ты сам не умеешь шутить.

Как часто проводятся мероприятия в клубе?
Мы проводим открытый микрофон каждое воскресенье в Commode bar на Рубинштейна. У нас есть команда резидентов, которые еженедельно пишут новые шутки и радуют зрителей. Мы также проводим мероприятия в СПбГУ, там все выступления проходят тщательную редактуру.

зал в баре Commode
источник

Как проходит работа над шутками?
Всё индивидуально и зависит от опыта. Я могу рассказать только про себя. В течение недели я записываю идеи, которые приходят мне в голову. Затем за несколько часов до выступления я их логически связываю, чтобы не было противоречий. Мне близок метод Грега Дина (прим.ред. автор книги «Шаг за шагом к стендап-комедии»): ты создаешь ложное ожидание, а потом рушишь его. К примеру, «моего папу зовут Владик, но я называю его Владивосток, потому что никогда не видел».

Можно ли научиться писать шутки?
Можно, есть определённая схема. С каждым новым выступлением ты лучше чувствуешь зал. Но когда ты на сцене и у тебя лишь пара секунд, тут успех зависит от скорости твоего мышления, от твоих ассоциативных связей: как быстро ты способен подбирать ассоциации, как хорошо ты чувствуешь – выражаясь языком психологии – коллективное бессознательное Юнга. Если ты чувствуешь ситуацию, то шутка зайдет хорошо.

А какие шутки всегда «заходят»?
Основанные на жизни человека. В стендапе смешно, когда рассказываешь про себя. Стендап ­– это как психотерапия: ты приходишь и рассказываешь о проблемах. И тебе ещё платят, если выигрываешь. А психолог стоит денег.

Вообще у каждого комика есть своя тема. Например, Юлия Ахмедова шутит про женщин, Тимур Каргинов шутит про кавказцев, Руслан Белый – про политику. Одним словом, что тебя волнует, про то ты и шутишь.      

Какие качества необходимы начинающему стендаперу?
Талант, креативность, трудолюбие. Но самое главное – нужно не бояться неудач. А если у тебя нет опыта, то они обязательно будут. Когда ты на сцене, но никто не смеётся, это большое психологическое давление.

В КВН выступать легче. Там команда из пяти человек, у каждого короткие шутки. И там есть отбивки. Отбивки – это музыка между шутками. Например, если залу не смешно, то включают отбивки, зал энергетически заряжается от музыки и способен дальше воспринимать выступления. В стендапе пять раз не смешно пошутишь – а это 20 секунд – и всё, тебя не воспринимают как комика.

Как набирать опыт начинающему комику?
Приходить на открытые микрофоны. Выступить может любой желающий. На открытых микрофонах можно научиться держаться на сцене, управлять голосом.

К тому же, можно присылать материал на редактуру. Я прошу всех новичков выслать мне материал на проверку, затем объясняю на примере их шуток, как сделать их лучше. В других микрофонах нет редактуры, потому что к ним приходят больше людей: если каждого редактировать, то очень много времени уйдет. Также можно ориентироваться на реакцию зала. Ты шутишь – зал смеётся, значит, можно больше шутить на эту тему. 

В чем главное отличие шуток в КВН от шуток в стендапе?
Я считаю, что в КВН нежизненные, выдуманные истории. Они преувеличены, поэтому смешно. К тому же, в КВН нельзя передать свой опыт через шутки. Например, я пошел в КВН, потому что заикался в прошлом и хотел про это рассказать. Но было сложно включить мой опыт в выступление – не тот формат. А в стендапе мое первое выступление было посвящено заиканию, было смешно, люди чувствовали самоиронию. Мне было важно поделиться опытом. Через КВН этого сделать, к сожалению, нельзя, там комику сложно раскрыться. 
                                                                                    
Какие планы у клуба на будущее?
Я хотел бы создать постоянную команду комиков, которые могли бы выступать на разных проектах и давать сольные концерты. В будущем  планирую открыть школу стендапа при нашем клубе, чтобы повысить уровень выступления комиков. А вообще я хотел бы создать самый лучший стендап-клуб в городе.

Беседовала Анастасия Чечкова
Корректор: Дарья Багреева


Комментарии