Stand Up в СПбГУ: интервью с Никитой Николаевым
![]() |
логотип Student's Stand Up SPBU (SSUP) источник |
В Петербурге
Stand Up в СПбГУ: интервью с Никитой Николаевым
В
СПбГУ с 1 по 15 октября будет проходить отборочный фестиваль по стендапу среди
студентов. ФИЛИН пообщался с Никитой Николаевым, основателем Student's Stand Up SPBU, и узнал, почему комики уходят из КВН в стендап и можно ли научиться
писать шутки.
Как
появилась идея создать студенческий стендап-клуб
в СПбГУ?
До стендапа я играл в
КВН два с половиной года. Это командная игра, а я понял, что люблю работать
один: ты делаешь что-то и ты ответственен за результат, в команде же кто-то
может и не выкладываться.
Первый раз я выступил в
«Горизонте» в прошлом году. После «Горизонта» поехал в родной город –
Набережные Челны. Там бывшие КВНщики как раз организовали стендап-клуб. Я
пообщался с их организатором, узнал, как это делается: он находит площадку
(кафе или бар), ему предоставляют её бесплатно, а он взамен привлекает
клиентов.
В Набережных Челнах у
стендап-клуба не было конкуренции, поэтому они очень быстро «поднялись». Тогда
мне пришла в голову идея попробовать организовать клуб в Петербурге.
Но в Петербурге ведь большая конкуренция?
Да, поэтому нужно
отличаться. У нас должно было быть конкурентное преимущество перед двумя
большими клубами – Stand-UP Band и Stand-Up Petersburg. Они ориентируются на взрослую
аудиторию, я же решил привлекать студентов. Мы –
первый студенческий стендап-клуб в России, который проводит открытые микрофоны
на регулярной основе.
Очень важно, чтобы
организатор разбирался в стендапе. Перед тем как организовать свой
стендап-клуб, я посещал открытые микрофоны, чтобы набраться опыта: за тобой не
пойдут, если ты сам не умеешь шутить.
Как часто проводятся мероприятия в клубе?
Мы проводим открытый
микрофон каждое воскресенье в Commode bar на Рубинштейна. У нас есть команда
резидентов, которые еженедельно пишут новые шутки и радуют зрителей. Мы также
проводим мероприятия в СПбГУ, там все выступления проходят тщательную
редактуру.
![]() |
зал в баре Commode источник |
Как проходит работа над шутками?
Всё индивидуально и
зависит от опыта. Я могу рассказать только про себя. В течение недели я
записываю идеи, которые приходят мне в голову. Затем за несколько часов до
выступления я их логически связываю, чтобы не было противоречий. Мне близок
метод Грега Дина (прим.ред. автор книги
«Шаг за шагом к стендап-комедии»): ты создаешь ложное ожидание, а потом рушишь
его. К примеру, «моего папу зовут Владик, но я называю его Владивосток, потому
что никогда не видел».
Можно ли научиться писать шутки?
Можно, есть определённая
схема. С каждым новым выступлением ты лучше чувствуешь зал. Но когда ты на
сцене и у тебя лишь пара секунд, тут успех зависит от скорости твоего мышления,
от твоих ассоциативных связей: как быстро ты способен подбирать ассоциации, как
хорошо ты чувствуешь – выражаясь языком психологии – коллективное
бессознательное Юнга. Если ты чувствуешь ситуацию, то шутка зайдет хорошо.
А какие шутки всегда «заходят»?
Основанные на жизни
человека. В стендапе смешно, когда рассказываешь про себя. Стендап – это как
психотерапия: ты приходишь и рассказываешь о проблемах. И тебе ещё платят, если
выигрываешь. А психолог стоит денег.
Вообще у каждого комика
есть своя тема. Например, Юлия Ахмедова шутит про женщин, Тимур Каргинов шутит
про кавказцев, Руслан Белый – про политику. Одним словом, что тебя волнует, про
то ты и шутишь.
Какие качества необходимы начинающему стендаперу?
Талант, креативность,
трудолюбие. Но самое главное – нужно не бояться неудач. А если у тебя нет
опыта, то они обязательно будут. Когда ты на сцене, но никто не смеётся, это
большое психологическое давление.
В КВН выступать легче.
Там команда из пяти человек, у каждого короткие шутки. И там есть отбивки.
Отбивки – это музыка между шутками. Например, если залу не смешно, то включают
отбивки, зал энергетически заряжается от музыки и способен дальше воспринимать
выступления. В стендапе пять раз не смешно пошутишь – а это 20 секунд – и всё,
тебя не воспринимают как комика.
Как набирать опыт начинающему комику?
Приходить на открытые
микрофоны. Выступить может любой желающий. На открытых микрофонах можно
научиться держаться на сцене, управлять голосом.
К тому же, можно
присылать материал на редактуру. Я прошу всех новичков выслать мне материал на
проверку, затем объясняю на примере их шуток, как сделать их лучше. В других
микрофонах нет редактуры, потому что к ним приходят больше людей: если каждого
редактировать, то очень много времени уйдет. Также можно ориентироваться на
реакцию зала. Ты шутишь – зал смеётся, значит, можно больше шутить на эту
тему.
В чем главное отличие шуток в КВН от шуток в стендапе?
Я считаю, что в КВН
нежизненные, выдуманные истории. Они преувеличены, поэтому смешно. К тому же, в
КВН нельзя передать свой опыт через шутки. Например, я пошел в КВН, потому что
заикался в прошлом и хотел про это рассказать. Но было сложно включить мой опыт
в выступление – не тот формат. А в стендапе мое первое выступление было
посвящено заиканию, было смешно, люди чувствовали самоиронию. Мне было важно
поделиться опытом. Через КВН этого сделать, к сожалению, нельзя, там комику
сложно раскрыться.
Какие планы у клуба на будущее?
Я хотел бы создать
постоянную команду комиков, которые могли бы выступать на разных проектах и
давать сольные концерты. В будущем
планирую открыть школу стендапа при нашем клубе, чтобы повысить уровень
выступления комиков. А вообще я хотел бы создать самый лучший стендап-клуб в
городе.
Беседовала Анастасия Чечкова
Корректор: Дарья Багреева
Комментарии
Отправить комментарий