«Женщина в песках»



Рецензия

Роман Кобо Абэ «Женщина в песках»

Первая публикация: 1962

Роман Кобо Абэ «Женщина в песках» – пожалуй, одно из самых неоднозначных произведений, которые мне довелось прочитать. И дело даже не столько в своеобразной японской философии и колорите. Довольно сложно читать книгу, в которой практически ничего не происходит. Вернее, сюжет развивается как бы по спирали: ты оказываешься в точке, схожей с той, где ты был некоторое время назад, но уже на новом витке. Кобо Абэ поднимает вечные вопросы: смириться или действовать? способен ли человек  противостоять гнетущей, порой даже абсурдной повседневности? Писатель, используя метафору борьбы со стихией (а в произведении песок предстает именно как стихия: он несет угрозу, опасность), показывает процесс поиска высшего смысла существования, преодоление экзистенциального кризиса.

Песок… Частицы в одну восьмую миллиметра, способные сгноить дерево, разрушить дом или даже жизнь. Судьба приводит главного героя, учителя и страстного коллекционера насекомых, в затерянную посреди бескрайней пустыни деревушку, где местные жители хитростью заманивают его в хижину на дне огромной ямы. Выбраться из нее невозможно – песок осыпается прямо под ногами, одно неверное движение – и ты будешь погребен под ним. Мужчина оказывается в плену один на один с загадочной женщиной. Имена персонажей не называются, что придает роману характер некой абстрактной притчи.  В конце концов энтомолог смиряется со своей участью и, даже получив возможность наконец бежать из ненавистной «ямы», он остается. Дни его заполнены разгребанием песка, чтобы внезапный обвал не лишил единственного крова – жалкой лачуги. 

Создается ощущение, что сам песок – тоже одно из действующих лиц. Он, словно жадный паразит, проникает в дом, засыпает еду, портит воду, прилипает к коже, проникает в глаза, рот и даже мысли.  Песок – это время, неудержимое и разрушительное, которое уходит сквозь пальцы и которому бесполезно противостоять. Песок – это жизнь, однообразный, монотонный труд от рассвета до заката, без начала и конца. Песок – это сама смерть, пустыня, пустота, небытие. 

Ники Дзюмпэй – мы все-таки узнаем его имя – оказывается словно на пересечении реального мира и миража и растворяется в нем. Кобо Абэ ничего толком не рассказывает нам о прошлом героев, только подбрасывает обрывки воспоминаний, тоже на грани яви и сна. Некоторые писатели всеми силами стараются вдохнуть жизнь в свои создания, но здесь, несмотря на большую физиологичность повествования, все сложнее и сложнее верить в существование героев.


Лично мне не до конца понятно, что хотел сказать автор. Единственная фраза, которой можно подвести итог, была сформулирована до меня, но я все же скажу: «Восток – дело тонкое»…

Автор: Ника Владимирова

Комментарии