Рыцари нашей литературы
Доблестные рыцари круглого стола литературы были
призваны в субботу, 26 октября, в дом-музей В. В. Набокова. Им
предстояло обсудить проблемы современной российской прозы.
По мере приближения часа дискуссии количество людей
возрастало в геометрической прогрессии. Вероятно, организаторы не ожидали
такого наплыва публики: стульев на всех не хватало. Желающим вживую услышать литераторов
пришлось распределиться по всему периметру библиотеки Набокова: стояли в два
ряда вдоль стены. Комната, однако, не могла поглотить всех интеллектуалов, а
потому те, кто пришел ровно ко времени или позже, оказались за дверьми и
слушали из другой залы.
И наконец вошли. Рыцари прозы Андрей Аствацатуров, Роман
Сенчин, Михаил Елизаров, Ильдар Абузяров, Даниэль Орлов и рыцари критики Андрей
Рудалев и Алексей Колобродов. Как показалось, немного скованно заняли свои
позиции. Андрей Аствацатуров выступил первым среди равных: всех представил,
объявил тему. Потом перешли непосредственно к обсуждению проблем прозы. Члены
круглого стола по очереди высказывали свои мысли на этот счет.
Андрей Аствацатуров |
Начал Ильдар
Абузяров. Основной проблемой он объявил избыточность культуры. Посетовал на
вынужденную необходимость медийности, с которой сталкиваются писатели. Если вы
принесете свою выстраданную рукопись в издательство, то первым делом вас
спросят о количестве подписчиков, и если таковых не очень много, то
заинтересованность в вас автоматически падает. Всего и так слишком много. В
свою очередь некоторые блогеры, посчитав, что большое количество подписчиков
открывает им двери в литературу, могут спокойно приносить свои произведения и
не бояться пренебрежения со стороны издателя. Такое положение ведет к
профанации литературы.
Ильдар Абузяров |
Продолжая разговор, Роман Сенчин, «последний деревенщик», провозгласил проблемой
отсутствие в текстах человека труда (физиков, врачей, доярок). Литература
сконцентрирована на безликих условных гуманитариях, которых писатели создают,
не выходя из кабинета. В свою очередь, в кино все же можно узнать о людях, о
реальной жизни, в частности, как в фильме «Аритмия» (реж. Б. Хлебников,
2017). В искусстве обыгрываются эта тема, но нужно ее развивать дальше.
Роман Сенчин |
Нить подхватывает Михаил
Елизаров. Он только что опубликовал новый роман «Земля», в котором человек
труда присутствует (для Сенчина же присутствие трудяги — редкий образец).
Писатель жалеет о том, что медийность так сильно въелась в современную жизнь, а
потому его решение – «выпилиться отовсюду». Рыцарь литературного стола предлагает
становиться сектантами и уходить от общественной жизни. Нет необходимости ни в
какой медийной среде, есть только одно высказывание — текст. В связи с этим,
писатель жалеет, что когда-то давал интервью и высказывался на телевидении. «Медийность
— площадка лжи». Сейчас его позиция диктует ограждение от ненужных контекстов,
чистая автономность. Елизаров говорит, что нельзя зайти в гей-клуб попить чай:
сразу последуют бесконечные перетолки на этот счет. Но выход есть: надо уходить
в андеграунд. Елизаров пишет для своих читателей, которые его знают. Литератор
добавляет, что сейчас доминирует клиповое мышление, когда людей пугает большое
количество букв. Однако он все же верит, что в будущем настанет возвращение к
большим текстам.
Михаил Елизаров |
Рыцарь Даниэль
Орлов озвучил важную проблему — потерю социальной функции чтения. Прозаик
объяснил, что современный человек вынужден искать повод для обращения к текстам.
Капиталистический мир боится осмысления себя, а потому новые смыслы не
появляются. Решение состоит в том, что необходимо заново осознать себя. Мы
сталкиваемся со вторичным сырьем, когда нынешние авторы пишут о Великой
Отечественной войне с рассказов даже не дедов, а прадедов. Об этом уже сказано
достаточно, сейчас нужно писать о современном, новом. Нам нужно говорить о
наших проблемах и решать их, мы должны создать свой продукт, свою литературу.
Нам не хватает разговоров современников с современниками.
Даниэль Орлов |
При этом Андрей
Рудалев считает, что литература находится в режиме ожидания «пинка».
Проблема состоит в том, что литература замкнута на книжном издательстве.
Архивариус Коробейников делает ставку на пестроту рынка, а не на проникновение
мысли. Книжный рынок отодвинул книжные премии, которые в какой-то степени
обесценились. Институт критики заглох: нет площадки, на которой можно было бы
выражать свое мнение. Литература оказывается «самозамкнутой аутентичной
средой». Основной задачей главных героев современных текстов является борьба с
пустотой: осваивается новая география, пространство.
Андрей Рудалев |
Последним высказывается Алексей Колобродов, формулируя три главных проблемы. Первая
заключается в том, что нет рынка, есть индустрия. Авторы находятся в позиции,
когда вынуждены постоянно говорить о чем-то новом, возникает необходимость
куда-то попасть, где-то засветиться, чтобы о тебе помнили, говорили. Писателя
ставят в позицию блогера — это пропасть, куда катится литература. Вторая проблема
— полное отсутствие понимания, о чем говорят сами писатели. Решение состоит в
том, чтобы найти глубокие внутренние связи за последние тридцать лет. Кроме
того, внимание к национальной проблематике может спасти современную прозу.
Последней проблемой было объявлено отсутствие литературной критики. Площадок
для обсуждения нет, отношение к критикам «никакое». Здесь необходимо прибегнуть
к помощи государства, которое может заставить людей читать. Где есть общество
потребления, там нет настоящей литературы. Но положительной нотой звучит мода
на интеллектуалов, которая способствует распространению чтения.
Алексей Колобродов |
Рыцари литературного стола постепенно переходят на
дружественную манеру общения, которая напоминает посиделки на кухне. И кажется,
что разговор так и продолжится до самого утра. Но скоро надо закрывать музей.
Задают вопросы из зала, хотя успевают не все. Пришлось ограничиться двумя
часами дискуссии, однако нашим литераторам предстоит еще долгая борьба с
проблемами современной прозы: вынужденная медийность, профанация, вторичность
текстов, отсутствие повода для чтения, рынка, разговора с современниками,
площадок для критики.
Текст: Яна Кравченко
Комментарии
Отправить комментарий