AES+F: между веком нынешним и веком грядущим
Современное искусство загадочно.
Очень. Поэтому и вопросов у зрителей обычно много: что считать арт-объектом,
нужно ли произведению быть эстетичным или важно только интеллектуальное
содержание экспозиций, привносится ли что-то действительно новое при создании
нового «шедевра», etc.
«Манеж», являющийся без преувеличения одним из крупнейших выставочных залов, попытался раскрыть эти темы, организовав совместно с галереей «Триумф» выставку под названием «AES+F. Предсказания и откровения». Экспозиция включает в себя все, что можно (и нельзя, в том числе): скульптурные ансамбли, триптихи, видеоинсталляции, оперу, причем все это имеет свою историю, свой шарм, порой непонятный проходящему зрителю. Чтобы быть в курсе дела, мы, как и «Манеж», попробуем прояснить основные моменты.
Исходной точкой «AES+F» можно считать 1987 год, когда концептуальные
архитекторы Татьяна Арзамасова и Лев Евзович, график-дизайнер Владимир Святский
организовали свой творческий коллектив «AES» (название — акроним, состоящий из
первых букв фамилий). Позднее, 8 лет спустя, к ним присоединился фотограф
Владимир Фридкес, в результате чего и сложился гастролирующий ныне коллектив
космополитов.
Будущее, безусловно, не
единственная тема коллектива, да и начинается выставка не с этого (экспозиция
выстроена тематически, а не хронологически, что обусловлено внутренней архитектоникой
ЦВЗ): еще одной центральной линией художников является демонстрация современных
привычек, пороков, тенденций, причем в их лиминальной стадии. Лиминальность ‒
это промежуточное состояние между двумя этапами развития человечества, которое
не может быть определенным: явления в своей «пороговости» зыбки, из-за чего
нельзя оценивать различные феномены положительно или отрицательно ‒
они амбивалентны.
То же видно у художников
в работах «Перевернутый мир», «Лиминальная трилогия» («Чистилище», «Ад», «Рай»).
Казалось бы, изображаются явно негативные моменты современности: насилие,
чрезмерное увлечение виртуальной реальностью, нарочитая эротика, радикальность
некоторых идеологий (феминизма, например), праздность, нарциссизм, ‒
но авторы никак не оценивают эти явления. «Аесы» лишь еще глубже погружают
посетителей в утрированный Ад, сменяя статическое изображение названных картин
динамическим (так называемое «digital
painting»).
Художники дублируют свои работы в цифровом формате, добавляя сюжет в
видеоинсталляции, соединяя «здесь и сейчас» с современностью в глобальном
масштабе течение 20-40 минут, причем эффект схож с реакцией на «Исламский
проект»: от медитативности к страху, от расслабленности к отчаянию. А каждый
зритель сам для себя решает, какая эмоция превалирует и как относиться к
увиденному.
Нужно отметить, что в
выставке наблюдается что-то наподобие этикета: преобладает интертекст, отсылки
(как на себя, так и к средневековой культуре), детализация (коллектив это
нескромно именует «новым барокко») в каждом проекте. Поэтому, несмотря на
небольшое количество экспонатов, требуется много времени, чтобы все
проанализировать, разглядеть. Если точнее, то часов 5, не меньше, так как на
выставке представлены и редкие интервью AES+F, и опера Турандот, которая поднимает
проблему матриархата и постепенной феминизации общества. Ах да, еще и
«оживленные» картины, представляющие расовое и возрастное разнообразие, требуют
погружения.
В общем, послевкусие
странное, неопределенное, это восхищение и отторжение одновременно:
перевернутый мир увидели, путешествие в Ад совершили, в будущее и прошлое
заглянули, основу цитации определили. Вопросы заданы, но все же остаются
открытыми, как и в начале просмотра экспозиции. Однако в этом и заключается, должно
быть, вся суть выставки и нового искусства ‒ саморефлексия и
индивидуальная оценка. Поэтому идти в Манеж определенно стоит! За разными
впечатлениями, разными предсказаниями, откровениями.
Текст: Алина Галюк
Комментарии
Отправить комментарий