Кофейня: больше, чем кофе
![]() |
Источник: StockSnap |
Кофейня:
больше, чем кофе
Небольшие
уютные уголки во дворах-колодцах, необычные пространства на главных улицах
города, крошечные помещения, открытые с самого утра для спешащих на работу — кофейни
всех мастей облюбовали улицы больших и малых городов по всему миру.
Кофейня
= кафе?
С первого взгляда может показаться, что «кофейня» и
«кафе» — почти одно и то же, даже словари определяют слово «кофейня» как «кафе,
специализирующееся на продаже кофе и кофейных напитков». Но что-то внутри
протестует против такого простого определения.
Предлагая пойти в кафе, в большинстве случаем мы все-таки
предлагаем именно пообедать вместе или перекусить. А когда мы спрашиваем
кого-нибудь: «Пойдем, попьем кофе?» — за этим скрывается намного больше, чем предложение
просто пойти выпить кофе: разговор по душам, свидание, решение рабочих дел.
Это, прежде всего, шаг к общению с человеком.
Щепотка
истории
Первые две кофейни в мире открылись в Константинополе
в 1564 году. Турки очень быстро пристрастились к бодрящему напитку, так что
вскоре кофейни стали открываться одна за другой. Пускали туда только мужчин. И
они приходили не просто попробовать напиток, а неторопливо и подолгу беседовать
друг с другом за чашечкой кофе, расположившись на мягких диванах. Мужчины
проводили столько времени в кофейнях, что стали пропускать религиозные службы. Исламское
духовенство не собиралось мириться с таким положением вещей, так что кофе был
запрещен под предлогом «дурманящего напитка». Но спустя годы запрет был снят.
В Европе кофе стал подаваться в кофейнях с середины XVII
века. Первыми «зависать» в кофейнях начали итальянцы, через несколько лет за
ними последовали англичане, через 20 лет кофейни открылись во Франции, а в
начале XVIII века — и в Германии. Европейские страны буквально охватила эта
кофейная лихорадка: кофейный бизнес считался чуть ли не самым прибыльным — на напиток
вводились монополии, чтобы пополнить королевскую казну, а специально для поиска
нелегальных сушилок кофе учредили должности «королевских вынюхивателей».
Смешаем
с Россией
В Россию кофе попал во времена правления Петра I:
полюбившийся императору напиток стал подаваться на светских мероприятиях. При
этом простой народ сначала отнесся к напитку с недоверием. Кофе стали широко употреблять
только после войны 1812 года, когда русские солдаты заразились любовью к напитку
у европейцев. А в 1720 году императрица Анна Иоанновна открыла первый кофейный
дом в России: находился он в Петербурге, на Троицкой площади, и назывался
«Четыре фрегата». С тех пор чуть ли не основным досугом петербуржцев стало
неспешное обсуждение городских новостей и слухов за чашкой ароматного кофе.
В СССР ситуация с кофе была сложная: зерна ввозили по минимуму,
а кофейни, местечки для отдыха и наслаждения, не вписывающиеся в идеологию и
неподходящие для пролетариев, всюду закрылись. Вернулись они только в
середине 90-х годов прошлого века вместе со своей необыкновенной атмосферой.
Перельем
в современность
Сегодня жизнь городов, больших и малых, немыслима как
без кофе, так и без чудесных кофеен, где его подают. И атмосфера в этих местечках
не меняется вот уже 500 лет: все так же люди приходят насладиться кофе в приятной
компании или в одиночестве, просто
ненадолго выключиться из всеобщей суеты, восстановить силы и зарядиться для новых
свершений.
![]() | |
|
Поэтому в современной кофейне на равных с качеством
подаваемого кофе стоит интерьер — гостям должно быть уютно и комфортно
находиться в зале, а окружающая атмосфера должна наполнять спокойствием. И, конечно, столь же важен персонал: их
дружелюбный вид поддерживает умиротворяющую
атмосферу вокруг.
Точка
кипения
Исторически кофейня всегда была местом, где вовсю
кипела городская жизнь: обсуждались события и слухи, проходили деловые встречи,
даже собирались заговорщики для составления планов. К примеру, подготовка
первого восстания американцев против англичан в 1773 году, известного как
«Бостонское чаепитие», проходила в кофейне «Зеленый дракон».
Нью-Йоркская фондовая
биржа родилась в кофейне: в 1792 году крупные нью-йоркские брокеры подписали
между собой «Соглашение под платаном» в «Тонтине», самой известной в то время
кофейне Нью-Йорка, которая и стала первой штаб-квартирой биржи. Позднее биржа
переехала в здание покрупнее, но первое место было выбрано неслучайно: решать финансовые
вопросы какой бы то ни было важности именно в кофейне было естественным, так
что концентрация деловых людей там всегда была высока.
Рынок страхования Lloyd's of London тоже вырос из
кофейни: в XVII веке кофейня Эдварда Ллойда была излюбленным местом моряков, купцов
и владельцев судов, где они обменивались новостями и заключали договоры страхования
судов и грузов. Так сложился комитет, который впоследствии превратился в
огромную корпорацию.
Сегодня кофейни также полны всевозможных посетителей: семьи
с детьми, дружеские компании, фрилансеры за работой, студенты за книгами,
деловые люди, решающие разные вопросы, влюбленные пары — если хочется почувствовать
движение общества, вам сюда!
На
дне чашки
Существует такой термин в социологии, как «третье место».
Это место в городской среде, не связанное с домом («первым местом») или с
работой («вторым местом»). Термины были введены социологом Рэйем Ольденбургом.
Роль «третьего места» определяется Ольденбургом как
якорь в жизни общества, выполняющий важные социальные, экономические и
политические функции, способствующий творческому взаимодействию людей. Такое
пространство, как кофейня, прекрасно подходит на роль «третьего места» в жизни
многих людей.
На протяжении всего времени своего существования
кофейни собирали в своих стенах самых разных людей из самых разных мест, но
цель у всех была одна — почувствовать
себя частью общества. И неважно, общение ли это в компании друзей или
одинокое наблюдение за остальными посетителями — во всех случаях мы чувствуем
себя частью общества, а это важная для человека потребность.
Удивительно, что кофейня, несмотря на свою публичность,
часто является местом для личных разговоров и звонков или интервью. Это некая общественная
территория, где люди находят «дом вне
дома». Здесь посетители могут почувствовать себя в безопасности и уюте,
даже обрести душевное спокойствие. А дружелюбная атмосфера кофейни очень к себе
привязывает: тебе улыбаются, ты можешь сидеть там сколько угодно и заниматься
своими делами, расположиться как тебе удобно.
Очень важен еще один момент: в кофейне можно побыть
собой, настоящим собой, это некое «уравнивающее»
пространство. Целый день мы — дети или родители, студенты или
преподаватели, работники или начальники — мы одеваем те или иные социальные
маски. В кофейне же наши социальные роли не определены, наш статус не имеет
значения. Это создает зону комфорта для каждого и поддерживает дух сообщества
даже на бессознательном уровне.
Автор:
Валерия Иванова
Комментарии
Отправить комментарий