Кофейня: больше, чем кофе

Источник: StockSnap

Кофейня: больше, чем кофе

Небольшие уютные уголки во дворах-колодцах, необычные пространства на главных улицах города, крошечные помещения, открытые с самого утра для спешащих на работу — кофейни всех мастей облюбовали улицы больших и малых городов по всему миру.

Кофейня = кафе?
С первого взгляда может показаться, что «кофейня» и «кафе» — почти одно и то же, даже словари определяют слово «кофейня» как «кафе, специализирующееся на продаже кофе и кофейных напитков». Но что-то внутри протестует против такого простого определения.

Предлагая пойти в кафе, в большинстве случаем мы все-таки предлагаем именно пообедать вместе или перекусить. А когда мы спрашиваем кого-нибудь: «Пойдем, попьем кофе?» — за этим скрывается намного больше, чем предложение просто пойти выпить кофе: разговор по душам, свидание, решение рабочих дел. Это, прежде всего, шаг к общению с человеком.

Щепотка истории
Первые две кофейни в мире открылись в Константинополе в 1564 году. Турки очень быстро пристрастились к бодрящему напитку, так что вскоре кофейни стали открываться одна за другой. Пускали туда только мужчин. И они приходили не просто попробовать напиток, а неторопливо и подолгу беседовать друг с другом за чашечкой кофе, расположившись на мягких диванах. Мужчины проводили столько времени в кофейнях, что стали пропускать религиозные службы. Исламское духовенство не собиралось мириться с таким положением вещей, так что кофе был запрещен под предлогом «дурманящего напитка». Но спустя годы запрет был снят.

В Европе кофе стал подаваться в кофейнях с середины XVII века. Первыми «зависать» в кофейнях начали итальянцы, через несколько лет за ними последовали англичане, через 20 лет кофейни открылись во Франции, а в начале XVIII века — и в Германии. Европейские страны буквально охватила эта кофейная лихорадка: кофейный бизнес считался чуть ли не самым прибыльным — на напиток вводились монополии, чтобы пополнить королевскую казну, а специально для поиска нелегальных сушилок кофе учредили должности «королевских вынюхивателей».

Смешаем с Россией
В Россию кофе попал во времена правления Петра I: полюбившийся императору напиток стал подаваться на светских мероприятиях. При этом простой народ сначала отнесся к напитку с недоверием. Кофе стали широко употреблять только после войны 1812 года, когда русские солдаты заразились любовью к напитку у европейцев. А в 1720 году императрица Анна Иоанновна открыла первый кофейный дом в России: находился он в Петербурге, на Троицкой площади, и назывался «Четыре фрегата». С тех пор чуть ли не основным досугом петербуржцев стало неспешное обсуждение городских новостей и слухов за чашкой ароматного кофе.

В СССР ситуация с кофе была сложная: зерна ввозили по минимуму, а кофейни, местечки для отдыха и наслаждения, не вписывающиеся в идеологию и неподходящие для пролетариев, всюду закрылись.  Вернулись они только в середине 90-х годов прошлого века вместе со своей необыкновенной атмосферой.

Перельем в современность
Сегодня жизнь городов, больших и малых, немыслима как без кофе, так и без чудесных кофеен, где его подают. И атмосфера в этих местечках не меняется вот уже 500 лет: все так же люди приходят насладиться кофе в приятной компании или в одиночестве, просто ненадолго выключиться из всеобщей суеты, восстановить силы и зарядиться для новых свершений.

Источник: StockSnap

Поэтому в современной кофейне на равных с качеством подаваемого кофе стоит интерьер — гостям должно быть уютно и комфортно находиться в зале, а окружающая атмосфера должна наполнять спокойствием. И, конечно, столь же важен персонал: их дружелюбный вид поддерживает умиротворяющую атмосферу вокруг.

Точка кипения
Исторически кофейня всегда была местом, где вовсю кипела городская жизнь: обсуждались события и слухи, проходили деловые встречи, даже собирались заговорщики для составления планов. К примеру, подготовка первого восстания американцев против англичан в 1773 году, известного как «Бостонское чаепитие», проходила в кофейне «Зеленый дракон».

Нью-Йоркская  фондовая биржа родилась в кофейне: в 1792 году крупные нью-йоркские брокеры подписали между собой «Соглашение под платаном» в «Тонтине», самой известной в то время кофейне Нью-Йорка, которая и стала первой штаб-квартирой биржи. Позднее биржа переехала в здание покрупнее, но первое место было выбрано неслучайно: решать финансовые вопросы какой бы то ни было важности именно в кофейне было естественным, так что концентрация деловых людей там всегда была высока.

Рынок страхования Lloyd's of London тоже вырос из кофейни: в XVII веке кофейня Эдварда Ллойда была излюбленным местом моряков, купцов и владельцев судов, где они обменивались новостями и заключали договоры страхования судов и грузов. Так сложился комитет, который впоследствии превратился в огромную корпорацию.

Сегодня кофейни также полны всевозможных посетителей: семьи с детьми, дружеские компании, фрилансеры за работой, студенты за книгами, деловые люди, решающие разные вопросы, влюбленные пары — если хочется почувствовать движение общества, вам сюда!

На дне чашки
Существует такой термин в социологии, как «третье место». Это место в городской среде, не связанное с домом («первым местом») или с работой («вторым местом»). Термины были введены социологом Рэйем Ольденбургом.

Роль «третьего места» определяется Ольденбургом как якорь в жизни общества, выполняющий важные социальные, экономические и политические функции, способствующий творческому взаимодействию людей. Такое пространство, как кофейня, прекрасно подходит на роль «третьего места» в жизни многих людей.

На протяжении всего времени своего существования кофейни собирали в своих стенах самых разных людей из самых разных мест, но цель у всех была одна — почувствовать себя частью общества. И неважно, общение ли это в компании друзей или одинокое наблюдение за остальными посетителями — во всех случаях мы чувствуем себя частью общества, а это важная для человека потребность.

Удивительно, что кофейня, несмотря на свою публичность, часто является местом для личных разговоров и звонков или интервью. Это некая общественная территория, где люди находят «дом вне дома». Здесь посетители могут почувствовать себя в безопасности и уюте, даже обрести душевное спокойствие. А дружелюбная атмосфера кофейни очень к себе привязывает: тебе улыбаются, ты можешь сидеть там сколько угодно и заниматься своими делами, расположиться как тебе удобно.

Очень важен еще один момент: в кофейне можно побыть собой, настоящим собой, это некое «уравнивающее» пространство. Целый день мы — дети или родители, студенты или преподаватели, работники или начальники — мы одеваем те или иные социальные маски. В кофейне же наши социальные роли не определены, наш статус не имеет значения. Это создает зону комфорта для каждого и поддерживает дух сообщества даже на бессознательном уровне.


Автор: Валерия Иванова

Комментарии