«Can you speak Hungarian?», или опыт обучения за границей
![]() |
Фотография Марии Каштановой |
Образование
«Can you speak Hungarian?», или опыт обучения за границей
Во время студенческой жизни нам хотя бы раз предоставляется возможность
поехать на обучение в другую страну. В этой статье я расскажу о своей практике
обучения за границей, дам несколько советов и на время прочтения постараюсь стать
другом, который за чашкой кофе рассказывает вам о своих приключениях.
Подача заявления
Я приняла участие в программе
Stipendium Hungaricum в
Tempus Public Foundation. Общественный фонд Темпус – это фонд, который
предоставляет стипендии для иностранных студентов, чтобы у них была возможность
учиться в Венгрии, а точнее, в четырех главных городах страны – в Будапеште,
Дебрецене, Сегеде и Печ. Основная задача Stipendium Hungaricum – увеличить
число иностранных студентов в Венгрии. В Tempus Public Foundation есть
множество стажировок: от двух недель до полугода. Кроме Stipendium Hungaricum фонд предоставляет и другие программы, о
которых можно узнать подробнее на официальном сайте.
В начале весны 2017 года
я зарегистрировалась на сайте Общественного Фонда Темпус для подачи онлайн-заявлений
на стипендию, подготовила необходимые документы, которые на венгерский язык
перевел преподаватель финно-угорской кафедры. После того как я заполнила анкету
на сайте, загрузила документы, скачала заявление и подписала его, моя заявка на
стипендию была принята. Еще я отправляла пакет документов в Министерство образования
Москвы. Финальным этапом станет написание отчета после окончания обучения (в
моем случае это в конце августа) на сайте Scholarship,
на который ранее загружались документы.
Оформление визы
Кроме меня на эту
стипендию претендовали мои одногруппницы, и мы попали в два разных города: они – в
Сегед, я – в Дебрецен. В начале лета мы получили письма на электронную почту,
которые подтверждали обучение в Венгрии. Но радость сменили беспокойство и
достаточно тяжелый сбор документов во время летней сессии. Июнь был действительно нервный месяц: днем ты занимаешься сбором необходимых
документов, общаешься по почте с представителем вуза, а вечером пишешь билеты к
экзамену и учишь их. Но я видела перед собой цель – шанс учиться в стране, где
все говорят на изучаемом мной языке.
Языковой барьер
Поездка и проживание в
Венгрии в течение месяца помогли мне не бояться языка, преодолеть своеобразный
барьер внутри себя и начать говорить. Пусть получается не очень хорошо, с
ошибками, но нужно было начать. Если
поначалу это будет неловко и неправильно, то потом будет получаться все лучше и
лучше. И самый первый шаг, который можно сделать к этому мистическому «лучше», –
это преодолеть тот барьер, перестать бояться говорить на иностранном языке. Вы,
как умелый скульптор, создаете свои
навыки и затем оттачиваете, общаясь с носителями языка: с преподавателем в
университете, с другими учениками и друзьями.
Немного о бытовых
деталях
![]() |
Источник: www.kossuthkollegiumok.hu |
Жили мы в Kossuth Lajos Kollégium Hotel, недалеко от
университета. Студентам был предоставлен целый этаж. В блоках было по две
комнаты, каждая из которых рассчитана на трех человек. В каждом блоке была
общая ванная комната и туалет.
Плюсов в размещении
было много: комфортные комнаты, смена постельного белья производилась каждую неделю
в понедельник, доброжелательный персонал гостиницы, достаточно место для вещей,
одежды, в блоке – холодильник, «сушилка», вместительные шкафы для верхней
одежды, чемоданов, сумок и обуви. При заселении нам даже оставили приятный
подарок на кровати – венгерскую сладость.
Было неудобство: на жильцов
одной комнаты был один ключ, и его нужно было оставлять на стойке регистрации.
Это не является минусом, если соседи добросовестные и не оставляют ключ себе после
того как закроют комнату.
К минусам я бы отнесла отсутствие
кондиционера или даже вентилятора. Это было неудобно из-за постоянной духоты, даже
ночь, поэтому были проблемы со сном, сложно было учиться или что-то делать в
комнате. Также в блоках не предусмотрен Wi-Fi, и об этом нас
предупредили при заселении. Про возможность покупки роутера и создания своей
сети мы не узнавали. Был вариант выходить в интернет через закрытую сеть на
первом этаже, рядом со стойкой регистрации, но это было неудобно, и порой
хотелось посмотреть ленту любимых соцсетей на ночь, лежа в кровати и слушая
музыку.
В комнате в интернет мы
выходили только с помощью сетевого кабеля. Но в некоторых комнатах не было розетки
для кабеля, а у кого-то не было с собой компьютера вовсе. Организаторы же не предоставляли
никакого электронного оборудования. Каждый должен был везти свой планшет / ноутбук.
Об учебе в принципе
![]() |
Источник: goo.gl/UnGVbu |
О языке за месяц в Дебреценском университете я узнала больше, чем узнала бы за месяц в Петербурге, потому что было действительно много языкового материала, и ты сам кроме занятий используешь полученные знания во время покупок или прогулки по городу.
Основным учебником для
студентов была серия Hungarlingua,
учебник подбирался в соответствии с уровнем знания языка. В июне всем студентам
на почту высылалась письменная часть вводного теста для распределения по
группам. Я выполнила ее в России и
отправила по почте. Вторая же часть, устная, предстояла мне в Венгрии в день
прибытия. Затем баллы суммируются, анализируются, и на следующий день ты с
долей волнения ищешь себя среди сотни фамилий в списке.
Групп всего было
четырнадцать: первая группа – это студенты с уровнем А1, а 14 – это почти
носители языка. В каждой группе в среднем было 8-9 учеников. Различались и
преподаватели: те, кто вел занятия у первых групп, общались со студентами
по-английски, вводя венгерские слова и выражения. В последних же группах
преподаватели или совершенно не знали английского, или могли сказать лишь
несколько слов, только чтобы подобрать к венгерскому выражению английский
эквивалент.
Я была в 9 группе, и, что
самое забавное, в России мой уровень владения языком был указан как А2 – в Венгрии
же я была уверенным носителем В2. С чем связана такая разница в оценке знаний, я
не знаю, но была приятно удивлена. Также мне понравилось, что я была в группе с
людьми, которые не первый год изучают язык или не в первый раз приезжают на
учебу в этот университет. Это означало, что за год изучения венгерского в СПбГУ
мой уровень языка был таким же, как у других изучающих, которым понадобилось
несколько лет, чтобы добиться уровня В2.
Учениками летней Дебреценской
школы были не только студенты, но и пожилые люди, работающие мужчины и женщины.
Мы были из совершенно разных городов, стран, частей света, у нас были разные
мировоззрения, интересы, познания в языке, но нас объединяла страсть к изучению
языка, к погружению в атмосферу, где люди говорят на нем свободно, легко и
стараются помочь нам познать его. Здорово, когда люди разных возрастов и из
разных стран учатся вместе, потому что на паре можно услышать столько
интересных историй, увидеть столько характеров, индивидуальностей, что мне не
хватило и месяца чтобы познакомиться поближе с каждым из учеников.
Все пары проходили
интересно, даже грамматика, которой отводились первые две пары с утра. Преподавательница
моей группы старалась максимально понятно, доступно и увлекательно рассказать
нам про условные предложения, вводные конструкции, сложные послелоги и суффиксы
в венгерском языке. После обеда была одна пара, на которой преподаватель мог
играть с нами, давать новую тему в виде серии интересных заданий. Например, чтобы запомнить прилагательные
преподаватель раздал нам картинки, из которых нужно было составить историю и
затем описать ее: каждый человек говорит одно предложение о том, что на
картинке, и перед каждым существительным добавляет прилагательное. Следующие
ученики должны сделать так же, но используя другие прилагательные. И самой
любимой «игрой» у всех были карточки (обычно их было по две на каждого), на
которых были написаны слова из новой темы, их нужно объяснить другим ученикам, не называя
самого слова.
На последней неделе у
нас была пара о стереотипах, мы должны были принести фотографии любимых и
интересных мест своей страны и подготовить короткий рассказ о каждом из них. И,
пожалуй, это был лучшая пара за все время обучения в Дебрецене, потому что я узнала о Польше,
Англии, Чехии, Словакии напрямую, от людей, которые живут там постоянно и знают
тонкости менталитета своих сограждан, лучшие и любимые места в стране, факты из
истории.
Сама атмосфера на парах
была отличной, не было какого-то смущения. С одногруппниками мы общались не
только в стенах учебной комнаты, но и на вечерних мероприятиях, экскурсиях,
дискотеках. Все открыты к знакомству, каждому хочется завести друзей,
пообщаться.
В конце хочу дать
несколько универсальных советов для тех, кто решится (и не пожалеет!) отправиться
за границу учиться:
- Путешествуйте. Учеба в другой стране позволяет ненадолго остаться там, и мне кажется, что это отличный шанс узнать это место, сфотографировать все на память и потом пополнять свою копилку посещенных стран и городов.
- Знакомьтесь. Абсолютно все, кто приехал в летнюю школу, открыты к общению или хотя бы к дружественным приветствиям. Некоторым людям нужно больше времени, чтобы освоиться, а кто-то уже душа компании с первого дня.
- Не стесняйтесь разговаривать на иностранном языке. Отбросьте английский, если вы приехали не в англоговорящую страну, и попробуйте везде разговаривать на изучаемом языке. Не стесняйтесь себя, своего произношения и своих же ошибок, потому что с каждой набитой шишкой вы становитесь немного опытнее и умнее.
- Посетите культурное мероприятие. Мне не довелось посетить тот же Campus Festival (прим. один из самых больших венгерских музыкальных фестивалей, который проходил буквально под окнами моего отеля). Советую обязательно посмотреть список концертов, кинопоказов, спектаклей и смело идти туда, предварительно позвав с собой кого-нибудь.
- Книги и словари – лучшее вложение финансов. В России очень трудно найти в магазинах литературу на нераспространенных языках, поэтому, несмотря на разрывающийся от вещей чемодан, я смогла уместить в него еще несколько книг и словарик.
- Заведите страничку в Facebook. Большинство людей зарегистрировано именно там, поэтому, если вы хотите продолжать общение с людьми из летней школы, то стоит добавить их в Facebook.
- Будьте готовы воспринимать и быть воспринятым. Открытость в разных степенях ее проявления – это лучшее, что у вас может быть с собой, за исключением визы.
- Пробуйте местную кухню. Стоило поставить этот совет на почетное первое место, но самое вкусное я оставляю напоследок. Национальная кухня – это еще одна дверца к пониманию местных жителей. И не исключено, что вам это безумно понравится!
- Фотографируйте, пишите, снимайте видео, одним словом, сохраните моменты вашей поездки и обучения. Это память, греющая душу и сердце, пусть и оставленная в пикселях и звуках. И я могу сказать, что ведение блога очень помогает структурировать впечатления по «теплым следам» и помочь другим людям узнать об обучении за границей больше и достовернее. Сама же я вела описание своих приключений в инстаграме, куда писала свои эмоции и истории.
Если
что-то из освещенного в этой статье будет полезно для вас, поможет решиться на
то, что вы планировали – я буду знать, что моя миссия выполнена, и вы тоже
скоро решитесь поехать куда-то, чтобы проникнуться чужой культурой и языком, наслаждаться
миром и людьми!
Автор: Мария
Каштанова
Корректор:
Анастасия Береснева
Комментарии
Отправить комментарий